Номер 24 (1417), 20.07.2018
Украинским предприятиям для развития важна поддержка. Но еще более значимы инициатива и возможности, чем и воспользовалась компания "Николаевская верфь".
- Сегодня мы можем выполнять заказы на модернизацию и строительство судов в Украине, Прибалтике, Словакии, - рассказывает исполнительный директор компании Сергей Покуй. - В Южном регионе работает более 700 судов малогабаритного флота, который требует сервисного обслуживания. Этот рынок составляет около 600 млн гривен. И есть куда развиваться. Мы ремонтируем балкера, катера, суда различных видов. Но мы столкнулись с дефицитом кадров. При поддержке ЕБРР предложили создать учебный комбинат по обучению специалистов. Но одним нам было бы сложно осуществить этот проект. Ремонтируя флагман украинского флота "Гетьман Сагайдачный", мы привлекли еще ряд компаний, за счет чего смогли выполнить заказ быстро и качественно. Также, объединившись, мы могли бы готовить профессиональные кадры. И вообще для продвижения на рынке нужно быть вместе, иметь свою стратегию, маркетинг, площадки. Мы рассматриваем возможность создания кластера на основе завода "Океан" в Николаеве и СРЗ в Одессе, где можно строить и ремонтировать суда. В одиночку трудно развиваться, а с созданием кластера появится возможность совместно с партнерами привлечь новые заказы, какие кластеры уже есть в Эстонии, Литве, Турции, они показали успешность развития.
Еще одна большая проблема, по мнению специалиста, это зарегулированность, бюрократические препоны.
Но и с этим можно справиться, считает Валерий Ветров, представитель общественного совета при Государственной регуляторной службе Украины, поскольку есть механизм изменения законодательства.
- Мы лоббируем пересмотр регуляторных и законодательных актов, - рассказывает Валерий. - Так, пролоббировали решение горсовета Николаева о создании группы, которая будет заниматься развитием флота. Наша цель - привести нормативную базу к европейской, привлечь к регулированию общественные организации и бизнес.
Николаевцы обратились в городской Центр поддержки бизнеса, который работает при поддержке ЕБРР, и увидели перспективы работы с европейским банком. Основываясь на европейском опыте, можно усовершенствовать свое законодательство и восстановить отрасли судостроения и судоремонта.
Эту идею николаевцы предложили одесситам и нашли поддержку. Уже формируется команда, в которую вошли представители судостроительных организаций, общественных ассоциаций.
Член Ассоциации Укрсоцпром Владимир Коваль считает, что основная проблема судоремонтных предприятий в том, что они не могут обеспечить себя заказами. Нужно создать для этого условия. Во-первых, объединиться. Во-вторых, менять законодательство и выводить отрасль из депрессивного состояния. Также нужно создавать условия для кадров, чтобы они оставались в Украине, а не ехали в Европу на заработки. Системные вопросы не решаются в одиночку. Поэтому надо действовать сообща. Поскольку отрасль "лежит на дне", целесообразно освободить от налогообложения предприятия судоремонта. Это позволит их реанимировать, даст возможность национальным инвесторам вкладывать средства в развитие инфраструктуры и мощностей. Кроме того, нужно убрать сложности регистрации судов. Многие подзаконные акты попросту противоречат законодательству Украины.
Сейчас меняется вертикальное управление на горизонтальное. Что дает возможность, как это уже принято в Европе, общественным организациям вносить предложения по изменению законодательства, отстаивая интересы отрасли, в которой они являются специалистами, знают проблемы и пути решения. Поэтому объединение, создание кластера по-европейски - один из путей решения наболевших вопросов.
Инициативу николаевцев поддержал Александр Илько, директор Департамента развития транспорта Одесского горсовета. Он напомнил, что идея связать морским транспортом побережье Одессы, восстановить пассажирское сообщение обсуждается уже не первый год. Пора объединить усилия судостроителей, властей и финансовых организаций.
Артем Ващиленко также уверен, что одесский проект может стать одним из направлений деятельности нового кластера. И при поддержке ЕБРР удастся осуществить идею, которая давно обсуждается в Одессе. В то же время он объяснил, что кластер - это региональная организация радиусом действия 200-300 км. Кластер способствует совместному решению проблем бизнеса, подготовки кадров, созданию привлекательности национального флага для вопросов регулирования регистра и выполнении заказов. Бизнес должен поставить власть перед фактом, что он есть, и будет корректировать свое участие в отрасли.
Командой уже выработана резолюция, в которой говорится, для того, чтобы загрузить судостроительные мощности, привлечь квалифицированные кадры и увеличить число желающих регистрировать свои суда (в том числе малые суда) под флагом Украины, необходимо устранить административные барьеры и применять технические нормы, соответствующие принятым в ЕС. Поэтому необходимо внести изменения в процесс оценки соответствия малых судов действующим стандартам и в процесс регистрации малых судов под флаг Украины. И в первую очередь создать рабочую группу из представителей предприятий и профильных ассоциаций для выработки пакета предложений по внесению изменений в действующее законодательство Украины с целью эффективного взаимодействия с органами власти по выведению кластера водных видов транспорта из депрессивного состояния и восстановления их стабильного роста. На базе заинтересованных сторон следует создать проект инструкции по регистрации малых судов и направить в Морскую Администрацию Украины (МАУ) для рассмотрения и дальнейшего внедрения. Инструкция должна учитывать оценку соответствия малых судов для целей регистрации под флаг Украины, которую не должен проводить один-единственный инспекционный орган, как это происходит в настоящее время. Инспекционных органов должно быть несколько. Это устранит монополизм и создаст более комфортные условия для владельцев малых судов. А также позволит снизить административные барьеры. Инспекционные органы должны находиться под контролем МАУ, которая будет проводить ежегодный аудит их деятельности. Вся отчётная, техническая и проектная документация по малым судам должна храниться в базе данных инспекционных органов в электронном виде и быть доступна МАУ. Это должно исключить коррупционные схемы и содействовать повышению уровня безопасности малых судов. Инспекционные органы должны иметь аккредитацию Национального Агентства по Аккредитации в Украине в соответствии со стандартом ИСО 17020. Морская Администрация Украины должна вести реестр признанных инспекционных органов, должна разработать инструкцию по выдаче свидетельства о годности к плаванию для малых судов со сроками действия и сроками ежегодных подтверждений. Также МАУ может поручить разработку данной инструкции инспекционному органу с последующим утверждением. Инспекционный орган может выдавать свидетельство о годности к плаванию малому судну только на основании его соответствия положениям Технического Регламента Украины по прогулочным судам и наличия у него признания МАУ и от её имени.
Количество отчетных документов, выдаваемых инспекционным органом для целей регистрации под флаг Украины, должно быть сведено к минимуму. Например: "Свидетельство о присвоении категории", в котором инспекционный орган должен указывать всю информацию необходимую для регистрации. "Свидетельство о годности к плаванию" выдавать после государственной регистрации на бланке, который установлен МАУ.
Руководитель центра поддержки бизнеса ОРТПП Ольга Копылова выразила уверенность, что с созданием кластера сервиса малых судов при поддержке ЕБРР удастся осуществить важные для Причерноморского региона проекты, направленные на развитие судостроения и мореплавания. В частности, организацию морского трамвайчика по Черноморскому побережью с восстановлением пирсов и созданием инфраструктуры.
Материалы полосы подготовила Инна ИЩУК.