Номер 24 (871), 6.07.2007
В гримерной Театра музкомеди во всю стену сверкают зеркала, на полочках лежат коробочки с гримом, на столе бутылки с клеем и кисточки.
12 ЛЕТ С ТВОРЧЕСКИМИ ВЕЧЕРАМИ МИХАИЛА ВОДЯНОГО
- Меня к этому ремеслу привлек муж, - рассказывает руководитель гримерного цеха театра Нина Петровна Щербинина. - В его роду отец и дяди были известными мастерами. Гримеры Щербинины славились на весь Киев. А в театр я пришла в 1945 году, ученицей. И уже по ходу осваивала дело.
Нина Петровна работает в театре уже 59 лет. 12 лет подряд она ездила с Михаилом Водяным на гастроли с творческими вечерами. Он всегда придавал значение их работе.
- Я хочу, чтобы ты стояла тут, тогда я спокоен, - говорил артист перед выступлением.
Ведь кто, как не гример, всегда подправит прическу, вернет на место отлепившийся ус, оттенит глаза, подкрасит губы. А иногда и выручит в чрезвычайных ситуациях. Так, в спектакле Хазанова Нина Петровна помогала отмывать спиртом приклеенные бакенбарды. Клей не развели, как полагается, и отодрать после спектакля баки оказалось крайне сложно. Гримировала она и Табакова. Олег Павлович Табаков обычно никому не доверяет, кроме своих мастеров, а ей доверил.
ПАРИК ДЛЯ "МАРИЦЫ"
В гримерную заглядывает артистка, которая будет играть Марицу. Завтра у нее спектакль и надо причесать парик. Нина Петровна идет в кладовую, где хранятся парики. Здесь и кудри принцесс, и длинные косы, и даже борода Карабаса-Барабаса. Ее делали несколько дней. И борода получилась на славу.
- Это сейчас парики, бороды, усы покупаем, - говорит Нина Петровна, - а раньше мы сами делали. Есть у нас косы еще с 50-х годов. Живые волосы хорошо хранятся. Не то, что современные, импортные, те быстро выходят из строя. А живые и подкручивать можно, и завивать, они не плавятся, как искусственные.
Парик обычно делали за 3-4 дня. Но если было очень надо, сидели всю ночь напролет. У каждого артиста свой парик. Головной убор сугубо индивидуален. Поэтому в хранилище все парики подписаны.
ГРИМ ДЛЯ ПРИВИДЕНИЯ
В основном актеры перед спектаклем гримируются сами. К помощи мастеров прибегают в случаях, где нужен сложный грим, к примеру: Ромео или Кентервильское привидение, на которое идет больше всего грима. Причем исключительно белого.
Но пользуются мастера им крайне экономно. Удовольствие не из дешевых. Коробка портретного грима стоит 48 гривен. Отечественной продукции нет. И приходится покупать у россиян. Во многом выручает косметика, актрисы накладывают обыкновенные сухие тени.
Но самый ответственный и интересный момент настает перед премьерой. Нина Петровна всегда идет в зал на репетицию, чтобы посмотреть, как выглядят актеры на сцене, насколько гармоничен внешний вид героев, подходит ли парик, правильно ли наложен грим в соответствии с игрой света. Ни одна актриса не выйдет на сцену без грима. И всем нужно помочь, подсказать, посоветовать.
К АКТЕРАМ, КАК К ДЕТЯМ
Больше всего внимания к себе требуют актеры-мужчины. Работа с ними более мелкая и кропотливая. Кому челочку добавить, кому накладочки подклеить, высветлить, залысины копиркой замазать. Один актер наотрез оказывался от искусственной бородки короля Марка и к спектаклю отращивал свою.
- Я отношусь к актерам, как к детям, - с теплотой говорит Нина Петровна, - в настроении они или нет, а я делаю свою работу. Ведь мы работаем для них.
Выходя на сцену в своей роли в первый или сотый раз, актеры всегда должны выглядеть одинаково. Артисты суеверны. И просят наложить грим так, как прежде. А потом, оценив себя в зеркале, снова обретают уверенность в успехе своей игры.
Нина Петровна рассказывает, отматывая кусочки туалетной бумаги, которой артисты вытирают грим. Специальной бумаги, алегнина, который раньше использовался в театрах, в Украине сейчас не найдешь. Между делом она слушает радио театра, а вдруг у кого-то отклеятся ресницы или ус, и ее вызовут к актеру. Тогда надо скорей бежать на сцену, захватив свою бутафорскую аптечку. И так уже 59 лет!
Инна ИЩУК.