Номер 21 (817), 02.06.2006

"СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ" ТАМАРЫ МИАНСАРОВОЙ

Первой исполнительнице незабываемой песни "Пусть всегда будет солнце" исполнилось 75 лет.

Несколько лет назад, когда я находился в Москве, мне предложили познакомиться с популярной в 60-х годах певицей Тамарой Миансаровой. Конечно, я не мог упустить такую возможность: ведь кто в те годы не пел чудесную песню "Пусть всегда будет солнце", которую исполняла Т. Мианасарова? Я позвонил певице, мы заочно познакомились, договорились об интервью. Но Тамара Григорьевна из-за недомогания принять меня не могла, а следующим вечером я должен был уезжать. Что делать?

— А давайте сделаем телефонное интервью, – предложила певица.

На том и порешили.

— Тамара Григорьевна, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве.

— Это были нелёгкие военные и послевоенные годы. Жила я у тётушки в Каменном Броде – самом старом районе Луганска. Жизнь была трудная, нередко приходилось голодать. Музыку полюбила с детства. Наверное, сказались родительские гены: отец работал в Одесском музыкальном театре драмы и комедии, мать – в Минской опере. В Луганске же начались мои музыкальные "университеты" – на фортепианном отделении 1-й музыкальной школы.

— А как вы оказались в числе студентов знаменитой Московской консерватории?

— После войны вернулась в Минск, где закончила специальную музыкальную школу для одарённых детей при Минской консерватории, после чего была рекомендована для поступления в Московскую консерваторию. Вступительные испытания выдержала как пианистка и как певица. Училась в консерватории в классе знаменитого пианиста профессора Льва Оборина, параллельно занималась в вокальном классе профессора Доры Белявской. После окончания вуза некоторое время работала в ГИТИСе концертмейстером.

В 1958 году никому не известная выпускница Московской консерватории Тамара Миансарова стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (третье место), великолепно исполнив вальс Штрауса под собственный аккомпанемент на фортепиано.

— После этого успеха закончились колебания: каким путём мне идти – пианистки или эстрадной певицы? И я сама поняла, и мне советовали серьёзно заняться эстрадой. Выступала с оркестром Лаци Олаха, затем в спектаклях Московского мюзик-холла.

Одной из самых заметных вех в эстрадном творчестве Миансаровой стало её блестящее выступление на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки в 1962 году. В её исполнении весёлая песенка Людмилы Лядовой "Ай-люли" стала хитом фестиваля. А сама Тамара получила золотую медаль и первую премию.

— Вы прославились исполнением песни Аркадия Островского и Льва Ошанина "Солнечный круг" ("Пусть всегда будет солнце"). Расскажите об этом.

— Эту песню я впервые исполнила на престижном международном песенном фестивале в польском городе Сопоте. Я была первой исполнительницей из Советского Союза, кто участвовал в этом фестивале. Интересно, что сперва начальство, от которого зависело мое участие в конкурсе, посчитало "Солнечный круг" песней недостаточно серьёзной. Но я настояла на ее исполнении. Как известно, песня понравилась и слушателям, и строгому жюри, присудившему мне звание лауреата.

После фестиваля в Сопоте Тамара Миансарова стала очень популярной не только у себя на родине, но и в Польше. В её честь даже назвали духи. А певицу поляки именовали "соловьём Москвы" и "пани Солнышко". В 80-х годах польский журнал "Панорама" опубликовал список самых популярных певцов за 25 лет. Вот как выглядела четвёрка лучших – Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур, Тамара Миансарова...

— Расскажите еще о вашем уникальном успехе на конкурсе "Дружба" 1966 года...

— Конкурс эстрадной песни "Дружба" проводился в столицах социалистических государств – Праге, Берлине, Москве, Варшаве, Софии и Будапеште. Кроме песен из своего репертуара, каждый конкурсант должен был исполнить также песню той страны, в которой в данный момент проходил тур. Мне присудили четыре первых премии, и я, таким образом, смогла опередить мою основную конкурентку – знаменитую болгарку Лили Иванову.

— Сколько в вашем репертуаре песен? Пополняете ли вы этот список?

— Сколько у меня песен, точно не скажу, вероятно, около полутора сотен. К самым популярным я бы отнесла "Солнечный круг", "Чёрный кот", "Первые шаги", "Давай никогда не ссориться", "Рыжик", "Бабушка, научи меня танцевать чарльстон", "Эти глаза напротив"... Впрочем, для артиста, для певца все его роли, все исполняемые им произведения дороги, как его дети. Что же касается пополнения репертуара... У меня появляются и новые песни, но их не так много. Можно сказать, эта "роскошь" мне не по карману. Ведь нужно уплатить авторам песни, за оркестровку, за запись и т.д. Речь идёт о многих тысячах долларов.

— Как же обстояло дело в прежние времена?

— Тогда, во-первых, суммы были несоизмеримы с нынешними. А во-вторых, расходы покрывались организациями, заказывавшими ту или иную песню, в том числе ЦК ВЛКСМ, организаторами фестивалей, конкурсов и так далее. Но у меня и сейчас есть своя аудитория, в большинстве это люди моего поколения, они охотно слушают песни из моего репертуара.

— Кого вы считаете "своими" композиторами и поэтами?

— Длительная творческая дружба связывала меня с украинскими авторами Игорем Покладом и Юрием Рыбчинским, которые написали для меня много песен. Но вообще я всегда искала разнообразия в своём творчестве. Работать с одним композитором, с одним поэтом – это практически лишиться своей индивидуальности в творчестве. Это не для меня. Я всегда работала с разными авторами.

— Как, по-вашему, если певец исполняет "чужую" песню, то есть исполнявшуюся прежде другими певцами, это этично? Сейчас такие события порой влекут за собой серьёзные "разборки".

— Не обязательно первое исполнение той или иной песни – самое удачное. Например, знаете ли вы, кто впервые исполнил песню "Течёт Волга"?

— Наверное, Людмила Зыкина?

— А вот и нет! До Зыкиной эту песню исполняли Марк Бернес, Владимир Трошин, Иосиф Кобзон. А связывают её в основном с Зыкиной, ибо в данном случае именно она попала "в десятку". А вот песню "Я люблю тебя, жизнь" в равной мере талантливо пели Георг Отс, Георгий Дударев, Марк Бернес. Но каждый из них привнёс в исполнение этой песни своё, неповторимое...

— Как вы относитесь, Тамара Григорьевна, к "народным" концертам, т.е. когда музыканты играют и поют на улице, в парке, в подземном переходе. Цель-то ясна, а вот качество исполнения...

— Я нормально к этому отношусь. Народ наш живёт, в основном, небогато, и музыканты пытаются хоть немного подзаработать. Между прочим, так же начинала и Эдит Пиаф. А "народные исполнители", как правило, неплохо исполняют ностальгические мелодии как у нас, так и за границей; ведь они хорошо знают, какую музыку любит народ.

— Всё чаще можно наблюдать, как служители муз – артисты, певцы, музыканты – идут в политику или бизнес. Например, Иосиф Кобзон. Но ведь ещё Пушкин сказал: "Служенье муз не терпит суеты"...

— Видите ли, Иосиф Кобзон и ему подобные принадлежат к авторитетным лидерам, которые могут увлечь народ. Это сильные люди, они, как правило, становятся хорошими политиками, помогают отечественной культуре, успешно ведут бизнес. Дай им бог преуспевать в том, в другом и в третьем. Но я от политики и бизнеса далека, это не моё.

— Сейчас в искусстве царит почти полная свобода. Как, по-вашему, не перерастает ли эта свобода во вседозволенность?

— Эта, с позволения сказать, "свобода" принесла с собой вульгаризацию искусства, безвкусицу. Выросло целое поколение эстрадных исполнителей, не воспитанных на культурных ценностях человечества, не следующих культурным традициям, не имеющих за собой школы. Если человеку, не умеющему строгать, поручить изготовление дорогой мебели, то что у него получится понятно без слов. По-моему, цензура нужна, но умеренная, отсекающая бескультурье, похабщину, бездуховность. Думаю, мы всё равно придём к этому. Но вот идеологизированная цензура недопустима. Хватит, нахлебались...

Перед тем, как прислать этот материал в редакцию, я созвонился с Тамарой Григорьевной, поздравил ее с 75-летием. Приятно было узнать, что у певицы всё в порядке. Она выступает в концертах, часто встречается со своими слушателями, готовит песенные программы. Недавно вышел альбом ее популярных песен в новой аранжировке музыканта и композитора, сына певицы Андрея Миансарова. В качестве члена жюри её приглашают на конкурсы и фестивали, в частности, на международные фестивали в Сопоте и "Золотой шлягер". А недавно на "Аллее звёзд" у концертного зала "Россия" в Москве была заложена плита с её именем...

Григорий ЛАДЫЖЕНСКИЙ (специально для "Порто-франко").