Номер 19 (662), 23.05.2003
В пресс-клубе реформ "Порто-франко" состоялось заседание, посвященное необычной теме, которую можно было бы обозначить так: "Защита прав потребителей, осуществляемая организацией, предоставляющей услуги".
Звучит парадоксально. Но никакого парадокса здесь нет. Речь идет о защите прав пользователей интернета.
И защитником их прав выступает ООО "Телематика" один из первых провайдеров в Украине. Прежде чем перейти к сути вопроса, нужно отметить, что услуги, которые ООО "Телематика" (или другой провайдер) предоставляет потребителю, то есть пользователю интернета, должны отвечать определенным стандартам, соответствовать конкретному качеству. И прежде всего речь идет о непрерывности предоставления услуг связи.
Однако в октябре 2002 года произошло ЧП, в результате которого потребители, пользующиеся услугами провайдера ООО "Телематика", оказались лишенными возможности выходить в интернет.
Никаких форс-мажорных обстоятельств, оправдывающих разрыв в международной паутине не было. А было волевое решение руководства АОЗТ "ТК ЭЛС", на аппаратной площадке которого буквально со дня основания стояло оборудование ООО "Телематика". Это оборудование, предназначенное для осуществления доступа в сеть интернет и работающее с 1999 года, было попросту отключено в связи с конфликтом, возникшим между руководством ООО "Телематика" и руководством "ТК ЭЛС". Суть конфликта сводилась к тому, что новое руководство "ТК ЭЛС" потребовало от ООО "Телематика" внести в действующий договор пункт, по которому оплачивались бы услуги, относящиеся не только к исходящей, но и входящей связи. "Руководство "Телематики", защищая права свои и своих потребителей, от такого ноу-хау отказалось. И тогда оборудование было отключено. Неоднократные требования восстановить работу оборудования успеха не имели. Несанкционированное отключение без предупреждения телекоммуникационного узла нанесло большой материальный и моральный ущерб интересам многих компаний (среди них есть и весьма крупные) и частных лиц. В качестве примера приводилась ситуация со средствами массовой информации, в том числе популярными журналами, которые не смогли осуществить передачу по сети своих версточных вариантов в типографию.
Предлогом для отключения оборудования послужил якобы ремонт помещений этажа, где это оборудование было установлено. Вариант переброски кабеля на другие этажи "ТК ЭЛС" игнорировало.
С целью защиты своих интересов и интересов своих клиентов компания "Телематика" обратилась в Хозяйственный суд Одесской области. Многомесячный судебный процесс завершился решением суда первой инстанции, оглашенным 29 апреля 2003 г. Исковые требования ООО "Телематика" решено было частично удовлетворить.
Значит, пока все хорошо? Но вопрос не в благополучном завершении тяжбы. И не в денежной компенсации, которую получит компания (суммы иска за материальный и моральный ущерб в процессе суда уточнялись и изменялись), а в беспрецендентности случившегося.
До сих пор таких прецедентов не было. Даже в тех случаях, когда государство лишало лицензии какую-либо из телефонных компаний Украины и шла бумажная волокита, абоненты продолжали получать услуги связи.
Но, как бы ни был нетипичен описанный инцидент, он опасен тем, что может стать ПРЕЦЕДЕНТНЫМ.
Поэтому компания "Телематика" сочла необходимым вынести на страницы СМИ случившееся, поскольку, как считает руководство компании, "цивилизованные отношения на рынке телекоммуникационных услуг требуют от операторов принятия всевозможных усилий для взаимной поддержки функционирования сетей и систем связи в рамках существующих договоров и исключает преднамеренные действия, способные повлечь за собой прекращение предоставления услуг как своим клиентам, так и клиентам других операторов".
Тем более, что существует постановление Кабмина Украины от 09.12.99, связанное с "Концепцией развития связи Украины до 2010 г.". В этом постановлении прямо говорится о взаимоотношениях между операторами: "В основу взаимоотношений доминирующего оператора с другими должен быть положен выдвинутый Европейским Сообществом принцип открытых сетей, который заключается в том, что любой оператор получает полный доступ к сетям общего пользования, и любая дискриминация при этом исключается. Это должно создать одинаковые условия для конкуренции; оператор, который действует на нескольких уровнях (сеть, оконечные устройства, платные услуги) не должен доминировать над теми, которые действуют лишь на одном уровне".
Случившееся еще раз подтверждает то, что правовое поле, в котором работаю провайдеры и пользователи интернета, все еще недостаточно разработано.
В конце мая в Ялте будет проходить очередной съезд Ассоциации участников рынка интернета в Украине. Одним из приоритетных вопросов будет проблема защиты прав потребителей-пользователей интернета.
Елена ГРИГОРЬЕВА.