Номер 17 (1549), 1.07.2021

"БОГЕМА" ПЕРЕМЕСТИЛАСЬ НА ЧЕРДАК

Одесский театр оперы и балета завершил 211-й сезон постановкой оперы Джакомо Пуччини "Богема". В конце июня и начале июля состоялись четыре премьерные показы одной из самых популярных опер всех времен и народов.

В этом году "Богема" празднует свой 125-летний юбилей. Интересно, что одесская публика познакомилась с этой оперой уже через два года после ее мировой премьеры в Турине в 1896 году. Как писали газеты, новая опера "очаровала публику поэзией мансарды и романтикой". "Богема" сразу заняла достойное место в одесских антрепризах с участием известных в свое время певцов — Джузеппе Ансельми, Джаннини Вайды, Медеи Фигнер, Сергея Лемешева — и оставалась в репертуаре до сегодняшних времен. Последние показы оперы состоялись в 2018 году. Так что, почти 123 года "Богема" входит в репертуар нашего театра.

"Я очень счастлива, что на сцену Одесского национального академического театра оперы и балета возвращается опера Джакомо Пуччини " Богема", да еще и в свой 125-летний юбилей! Премьера "Богемы" — яркое доказательство интернационализации искусства в действии и мощной командной работы всего коллектива театра в коллаборации с международной постановочной группой из Бельгии и Нидерландов. Для нас этот проект стал настоящим испытанием — из-за пандемии и ее последствий мы трижды переносили дату премьеры, репетиции отменялись из-за болезни постановщиков, исполнителей и карантинные ограничения. Но мы преодолели все препятствия и сделали все возможное, чтобы в завершение 211-го театрального сезона зрителя ждало интересное художественное событие.

Копродукция в культуре — глобальный и эффективный тренд. Мы приложили много усилий для интеграции украинского театрального искусства в европейское культурное пространство путем создания новых проектов и организации гастрольных туров в сотрудничестве с международными продюсерскими компаниями. Благодаря такой коллаборации одесситы уже имели возможность наслаждаться спектаклями "Трубадур" Верди, "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Carmina Burana" Орффа, а теперь — и "Богема".

Я благодарна коллективу театра за усилия и преданность, с которыми они работали над этой постановкой, а также дирекции компании MTSM B. V. Music Theatre Stage Management за помощь в создании спектакля и дальнейшую возможность поделиться с европейским зрителем достижениями Одесской оперы. Как только будет возможно — "новая" "Богема" отправится в свой первой гастрольный тур", отметила Надежда Бабич, в. о. генерального директора театра.

"Мои "отношения" с "Богемой" имеют давнюю историю, — рассказывает главный дирижер театра Вячеслав Чернуха-Волич. — Я влюблен в эту музыку, в роскошь тембральних красок, в выразительность и проницательность мелодий. Работаю над этой оперой, можно сказать, начиная с первых шагов на пути дирижера, и всегда открываю для себя новые грани этого вечного произведения".

Режиссер-постановщик Жан-Франсуа Дьонт подчеркивает, что исключительность "Богемы" заключается в том, что опера вневременная. История о бедных художниках, которые потеряли себя в искусстве и любви, может точно так же произойти и сегодня. Именно эта актуальность убедила творческий коллектив восстановить действие и контекст.

"Мы показываем в этом спектакле, что Париж конца XX века, как и Париж конца XIX века, является городом социального неравенства. Это город, где упадок и бедность сосуществуют с роскошью, город противостояний желтых жилетов и богемы с буржуа и мажорами... Каждая ситуация, описанная Пуччини и его либреттистом, актуализируется в сегодняшней реальности и влияет на трансформацию образов главных героев и их взаимодействие", — рассказал Жан-Франсуа Дьонт.

Декорации известного сценографа Марка Кнопса и новые костюмы Нэнси Авондтс, вопреки оперным традициям, современны в дизайне. Это урбанистический чердак из бетона и металла, в котором живут артисты, вместо традиционного деревянного мансардного помещения.

Большое внимание уделяется и тому, как выглядит современная версия социального взаимодействия главных героев, как психологически и социально люди ведут себя сегодня по-другому, чем в те времена. Новая постановка сознательно ориентирована, в первую очередь, на молодую аудиторию. Международный творческий коллектив убежден, что их постановка позволит задуматься над прошлым и настоящим мира человеческих чувств, и еще раз убедиться в безграничной красоте музыки маэстро Пуччини.

В спектакле заняты "звездные" солисты театра, хор (хормейстер-постановщик — главный хормейстер театра Валерий Регрут), детский хор "Жемчужины Одессы" (художественный руководитель — Лариса Гарбуз), оркестр театра.

Несколько слов о постановочной группе спектакля.

Жан-Франсуа Дьонт — режиссер-постановщик. Выпускник Королевского института театра, кино и звука (RITCS, Брюссель) по специальности "режиссер" и "продюсер". Творческую деятельность начал в качестве ассистента режиссера в Национальной опере "Ла Монне" (Брюссель) и Фламандской опере и Королевском голландском театре (Антверпен). Работал на национальных телестанциях Бельгии в качестве режиссера и продюсера музыкальных телепроектов. Продюсировал концерты Центра изящных искусств в Брюсселе таких выдающихся музыкантов как Валерий Гергиев, Йонас Кауфманн, Зубин Мета, Даниэль Баренбойм и другие. В его творческом багаже — работа над спектаклями: "Сказки Гофмана", "Блудный сын", "Парад", "Ночь выпускников", "Моя прекрасная леди", "Набукко", "Богема", "Тоска", "Дон Жуан", "Кармен", "Евгений Онегин" и др. В сезонах 2022-2023 гг. под его руководством пройдут представления "Мефистофель", "Орфей и Эвридика" и "Адриана Лекуврер" в Болгарии. В настоящее время Жан-Франсуа Дьонт является продюсером и режиссером в Music Hall и Teatro Cinque.

Нэнси Авондтс — художница по костюмам. Изучала искусство и фотографию в Антверпене и Генте. Получила специальность "дизайн костюмов". Первый шаг на пути профессиональной реализации состоялся в качестве помощницы костюмера в мюзиклах "Кошки" и "Волшебник страны Оз", в постановке оперы "Парсифаль" для Фламандской оперы и "Богема" для Music Hall. Работала в музыкальном отделе Ballet van Vlaanderen над фильмами "Джекил и Хайд" и "Король и я". Более 11 лет возглавляла отдел костюмов Studio 100, крупного коммерческого центра мюзиклов. Сотрудничала с известной бельгийской дизайнеркой Каат Тилли. В 2018 году Нэнси Авондтс вернулась в театр и стала художницей по костюмам в Music Hall. Участвовала в создании мюзиклов "Скрудж", "Неверленд", "Золушка" и "Мадагаскар". Выступила в качестве художницы в постановках Жана-Франсуа Дьонта "Набукко" и "Богема" в Опере Варны. Одесская публика имела возможность познакомиться с работами Нэнси, которые она подготовила для сценической версии "Кармина Бурана" в постановке Герарда Мостерда.

Марк Кнопс — художник-сценограф. Выпускник RITCS, Брюссель. В начале своей карьеры работал в кино и на телевидении как художник-постановщик и арт-директор. Впоследствии его декорации и костюмы украсили постановки ведущих театров Амстердама, Брюсселя, Антверпена и Гента. В течение 29 лет был художником-постановщиком спектаклей театра Raam theater в Антверпене. С 1996 по 2007 годы исполнял обязанности художественного руководителя указанного театра. С 2009 года преподает сценическое искусство в известной Artemis High School в Антверпене. Постановка "Богемы" — его второе сотрудничество с Жаном-Франсуа Дьонтом. Вместе в 2019 году они поставили в Брюссельском фольклорном театре спектакль "Суббота, воскресенье и понедельник" Эдуардо де Филиппо.

На фото Олега Владимирского:

— Мими и Рудольф (Марина Наймитенко и Владислав Горай);

— музыкант Шонар (Юрий Дудар).