Номер 17 (1457), 16.05.2019
Человек, прожив четверть века, начинает уже что-то понимать и обретает взвешенность суждений, а фестивали в таком "возрасте" (если им суждено было до него дожить) только молодеют.
Юбилейный, 25-й международный фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки", который проходил в Одесской филармонии, это доказал. Перкуссионисты из Фрайбурга, Базеля, Лугано играли и на литаврах, и на пустой пивной банке, стучали ритмично по столам, вертели ручку механизмов, проворачивающих шуршащие бумажные ленты. Порой казалось, что музыканты стремятся добыть огонь при помощи одних лишь барабанных палочек. Акцент на ударные инструменты с самого начала придал фестивалю его бессменный президент, профессор Бернхард Вульф, под началом которого фрайбургские перкуссионисты учатся своему искрометному искусству.
- За время работы фестиваля подросло новое поколение музыкантов, композиторов, слушателей, - отметил маэстро Вульф. - Изменился мир, изменилась одесская публика. С первых дней своего существования фестиваль превратился в событие, обладающее авторитетом, и таким остался. Сегодня на одесский фестиваль музыканты едут издалека, выражая поддержку и солидарность. Фестиваль презентует открытость, и для меня большая честь быть его президентом с самого начала.
На открытии фестиваля маэстро спел по-немецки слегка перефразированную арию Папагено из оперы Моцарта "Волшебная флейта" под аккомпанемент шарманки - такова экзотика двадцать первого века. Напомним, что все иностранные участники обязательно разучивают произведение украинского композитора, но за последние четверть века это стало уже трендом, а не экзотикой.
- Именно благодаря "Двум дням и ночам" украинская современная музыка заняла заметное место на культурной карте мира, - подчеркнула проректор Национальной музыкальной академии Украины, заслуженный деятель искусств Украины, секретарь правления Национального союза композиторов Леся Олийнык.
Так и есть, хотя скептицизма в консерваторских кругах по поводу "2Д2Н" сперва хватало.
- Первый прорыв в новую музыку я осуществила в 1992 году, когда прошла конкурсный отбор и получила возможность участвовать во всемирно известных композиторских мастер-курсах в Дармштадте, где преподавали такие величины, как Хельмут Лахенманн, Виолета Динеску, Брайон Фернихой, Эрнст Хельмут Фламмер, - вспоминает арт-директор фестиваля, одесский композитор Кармелла Цепколенко. - Там я знакомилась с новыми партитурами, и там произошло очень много знакомств с европейской музыкальной элитой. Туда приехали и молодые композиторы, которых я знала по другим фестивалям, из Литвы, Молдовы, Татарстана, России, - Александр Радвилович, Рашид Калимуллин, Витаутас Германавичюс, Геннадий Чебану... И как-то быстро мы создали такой притягивающий круг, что к нам с удовольствием присоединялись и голландцы, и французы, там я познакомилась и с потрясающим саксофонистом Пьер-Стефаном Меже (которого многие помнят по прошлым фестивалям, особенно, когда он показывал технику беспрерывного дыхания и одновременную игру на двух саксофонах). Флейтистка Карин Левайн - оттуда, как и ансамбль "Нойе Мюзик Цюрих" и Бернхард Вульф, мы там все подружились. Конечно, с Вульфом - в первую очередь, ведь наша консерватория имела партнерские отношения с Фрайбургом. Вульф, как проректор консерватории Фрайбурга и ведущий профессор в Одессе, очень часто появлялся, здесь под его руководством проводились концерты, например, исполнялась впервые в Украине "История солдата" Стравинского. Задействовались одесские студенты - оркестр одесской консерватории под руководством Сергей Мацояна и хор Одесской консерватории под руководством Григория Лиознова, исполнялись произведения Веберна, Мессиана, Штокгаузена, Лигети. И вот эти отношения между двумя консерваториями очень нас сплотили. А когда созрела идея фестиваля, было очень сложное время. Но в Одессе открылось отделение фонда "Вiдродження", которое возглавила Анна Морозова, и фестиваль стал одним из первых проектов Одесского отделения. Впоследствии Фонд на протяжении ряда лет поддерживал фестиваль.
Сегодня у "2Д2Н" много авторитетных партнеров, в числе которых - фестиваль "Французская весна в Украине", содействовавший приезду в Одессу ансамбля Alternance.
По два фестивальных сета отыграли литовское медное духовое трио "Сонум", испанский квартет саксофонов Psaiko, швейцарский ансамбль Soyuz21. Одесскому ансамблю Senza Sforzando под управлением Александра Перепелицы выпала честь и было предоставлено удовольствие выступать с большим другом фестиваля, австрийским бас-баритоном Рупертом Бергманном. На сей раз был исполнен целый блок мини-моно-опер - "Зов Моисея" болгарского композитора Цветы Димитровой, "Сегодня вечером - "Борис Годунов" Кармеллы Цепколенко, а также двенадцать опер молодых композиторов, объединенных идеей "Музыкальный зоопарк".
Специально для солиста писали "Гориллу и бабочку" Асмати Чибалашвили, "Медузу" Кира Майденберг-Тодорова, "Лесного пса" Андрей Мерхель, "Льва" Анна Стоянова, и хотя "Шпроты", строго говоря, скорее о консервах, чем о живых существах, данная опера Бене Гартля тоже вошла в цикл. Театрализации добивались подручными средствами - где-то работали детали костюма, реквизита, а в опере Назара Скрипника "Насекомое" музыканты вились вокруг певца, "жужжали", дирижер же махал "крыльями", раздражая скучающего в отрыве от природы "офисного работника", в образе которого предстал Руперт Бергманн.
Театральность пронизывала также "Орестею" Александра Козаренко, в исполнении которой участвовали актеры Татьяна Сторожук, Лидия Данильчук и Олег Деркач, читавшие строки Эсхила в переводе Андрея Содоморы. Перекликалась с "Орестеей" инструментальная пьеса Антона Ровнера (США - Россия) "Посвящение Рихарду Штраусу. Реминисценция Электры", исполненная американским скрипачом Даном Ауэрбахом и пианисткой Саяка Такахаси, японкой, живущей в Москве. В целом на фестивале прозвучали четыре пьесы Ровнера (абсолютный рекорд нынешнего года), а Дан Ауэрбах еще и дал блестящий мастер-класс студентам-скрипачам Музыкальной академии, показав им нюансы исполнения Баха и Гершвина со знанием стилистики Ойстраха, Сарасате и других скрипичных авторитетов.
- В этом году я особенно убедился в том, что эстетика фестиваля очень близка моей композиторской эстетике: современная, модернистская, и в то же время есть некая тонкая выразительность без каких-то крайних эксцессов крайнего авангарда двухтысячных и десятых годов, слава Богу, здесь их нету. И такой организационный принцип, согласно которому концепты начинаются в четыре дня и заканчиваются в три ночи - это не просто эксцентрика, это открытый и смелый художественный жест, создающий одно сочинение из целого концерта и один концерт из множества концертов. Кармелла долгие годы занимается героической деятельностью, собирая превосходный фестиваль с неизменно превосходными результатами, она очень доброжелательный и гостеприимный человек, создает дружелюбную атмосферу, она очень хороший композитор с яркой и выразительной, отмеченной индивидуальным стилем музыкой. Те сочинения, которые я услышал на фестивале, подарили мне много идей насчет того, в каком направлении двигаться мне как композитору, - признался Антон Ровнер.
Самой необычной мини-оперой оказался "Лифт" одесского композитора Людмилы Самодаевой.
- Я прочитала очень понравившуюся мне повесть одесситки Эллы Леус под названием "Аленький цветочек, или С новым лифтом!", - рассказала Людмила. - Сама повесть достаточно крупная, и я выбрала из нее одну часть, которая меня особенно заинтересовала: девушка в предвкушении интимного новогоднего свидания впервые заходит в дом и садится в лифт. Лифт застревает, она в волнении, боится опоздать, с ней заговаривает голос невидимого персонажа, и девушка не может понять: то ли это диспетчер, то ли монтер... Оказывается, с ней разговаривает лифт. Внутри этой фантасмагории начинают развиваться отношения, она начинает испытывать какие-то чувства к невидимому собеседнику. Когда она решает проверить, правда ли, что парень изменяет ей с начальницей, лифт соглашается довезти ее до нужного этажа, но когда девушка уходит, обещая вернуться, он произносит монолог не Гамлета, но лифта о том, что не вернется она, и ему остается только покончить с жизнью.
Партию влюбленного лифта исполнял одесский бас-баритон Андрей Малинич. За девушку Алю, "аленький цветочек" должна была петь сопрано, однако случился форс-мажор, и певец сам вытянул все произведение, легко переходя в нужных местах на фальцет. Судьба, видимо, была появиться на юбилейном фестивале еще одной моно-опере! Спонтанное творчество правило бал и на полотне американского художника Миши Тютюнника, творившего под звуки новой музыки - сперва на абстрактном фоне картины проявились очертания валторны и поющей птицы, но к концу фестиваля центр композиции заняла обнаженная женская фигура, что вполне естественно, ибо без любви нет ни вдохновения, ни счастья, ни ярких идей...
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.