Номер 17 (864), 11.05.2007
ВЕРНИСАЖ
Буквально через два дня после открытия круизного сезона Одесса отмечала День охраны памятников истории и культуры. Происходило это совершенно так же, как обычно происходит. Ну, просто какое-то дежа вю! В выставочном зале "Унион" открывается выставка фотографий, на которой запечатлены весьма красивые уголки разрушающейся Одессы: фрагменты решеток, карнизов, барельефов, настенных росписей. Кроме авторов снимков, вернисаж открывает начальник областного управления охраны объектов культурного наследия Наталья Штербуль, чья речь сводится к тому, что сегодня только именно таким образом памятники можно охранять. Зрители посмеиваются, что, дескать, памятников уже нет, осталась одна охрана. Кто-то обязательно вспылит и нарушит ход церемонии гневным обличением властей, которые бездействуют, заметит, что Одессы, которую мы любили, давно уже нет, а за остатки любимого города надо сражаться. Обязательно несколько выступающих постараются смягчить впечатление, произведенное дерзким оратором и начнут пропагандировать теорию малых дел, призывая каждого что-нибудь да охранять собственноручно. А потом... потом все стыдливо расходятся. Еще вчера было вроде бы понятно, с кем сражаться за Одессу. Сегодня уже нет, да и надоели эти сражения, и так город местами выглядит, как после бомбежки.
Выставку под символичным названием "Единица хранения"
управление охраны объектов культурного наследия Одесской
облгосадминистрации организовало совместно с Южноукраинским
отделением Национального комитета международного совета по
вопросам памятников и выдающихся мест (ICOMOS). Заметим, что
с задачей устройства подобной выставки справилась бы любая
галерея, а столь солидным организациям приличествует
озадачиваться более масштабными мероприятиями по охране
всего, что запечатлено на фотографиях. На обложке
выставочного буклета мы читаем: "Одесса не меньше, чем
памятник культуры или город-музей. И если мы в нем не только
живем, но и любим его, то желательно быть хоть немного
хранителями". Все замечательно, однако каким же образом
простые граждане могут лепку восстанавливать либо фрески
подкрашивать? Денег у них, граждан, зачастую хватает только
на самое необходимое. Да и закон запрещает самовольно
производить работы на объекте, охраняемом государством. Так
что круг замыкается, а фотохудожникам остается только
спешить запечатлевать ускользающую красоту Южной Пальмиры.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Сергея ГЕВЕЛЮКА.