Номер 16 (863), 04.05.2007
Очевидно, фильмы о Великой Отечественной войне (для стран, не входивших в состав СССР она останется Второй мировой) будут сниматься всегда. Остросюжетные и одновременно лирические, волнующие и восстанавливающие историческую справедливость, эти новые фильмы должны, наверное, создаваться людьми, способными не снизить планку, высоко поднятую предшественниками. Увы, разочарования от новых кинодрам, как говорится, имеют место быть...
Сегодня мы уже знаем, какое именно кино снимает Одесская киностудия, ставшая закрытым акционерным обществом. Премьера фильма "Двое и война", состоявшаяся в кинотеатре "Родина", не оставила сомнений: плохое это кино, имеющее мало общего как с искусством, так и с коммерцией от искусства. Впрочем, на пресс-конференции в проекционном зале киностудии, которая прошла перед премьерой, слово "искусство" даже ни разу и не прозвучало. Зато много говорилось о том, что киностудия возрождается, что ее возрождение повлечет за собой рождение новых одесских звезд. Председатель правления ЗАО "Одесская киностудия" Александр Ткаченко подчеркнул, что общий бюджет фильма составил свыше двух миллионов долларов, причем более 20 % составляла украинская часть, а остальное финансирование обеспечили московские коллеги из компании "Синебридж-кино". С гордостью сообщалось также, что в массовке были задействованы до полутысячи людей, для имитации бомбардировок первых дней войны использованы тонны взрывчатки. А еще под откос был пущен настоящий поезд. Даже обидно становится, когда подумаешь, какие огромные средства затрачены ради столь малого результата и каким пшиком обернулся труд множества людей. Сомнительный эффект в плане патриотического воспитания подобные фильмы могут оказать на молодежь. Весьма наивно думать, будто "Двое и война" станут украинско-российским "Спасением рядового Райана", не говоря уже о том, что до "Военно-полевого романа" и других отечественных образцов военной кинодрамы этому "блокбастеру" как до неба...
Мне всегда становится смешно, когда о фильме говорят языком цифр. Ну какое значение имеют все эти затраты, если их сделает, скажем так, не особо одаренная съемочная группа? Можно истратить тонны и даже сотни тонн взрывчатки, но снять все эти взрывы неудачно, как бы между прочим, не оставляя у зрителя особого впечатления. Никаких особых затрат не потребовал бы более тщательный отбор актеров на главные роли, для этого нужны такие плохо определяющиеся денежными единицами качества, как талант, профессионализм, чутье. Российские режиссеры Виталий Воробьев и Евгений Звездаков в этом плане неприятно удивляют. Странно видеть в роли боевого офицера основательно заплывшего жирком артиста, сутулого, без военной выправки, с шаркающей походкой человека, привыкшего к джинсам и кроссовкам, а не к галифе и сапогам. В телесериале "Журналист" актер Никита Зверев был весьма к месту, в кинодраме же увы...
Смешно выглядит прицепная коса у главной героини, актрисы Татьяны Арнтгольц, также получившей известность благодаря участию в телесериалах. Сериальная манера игры (в основном сводящаяся к четкому и старательному произнесению текста) очень удручает на большом экране. Возможно, в четырехсерийной телеверсии, которая будет показана на канале "Интер" 9, 10, 11 и 12 мая, все мелкие огрехи и нестыковки будут меньше бросаться в глаза.
Но ведь в любом случае очень сложно увлечься сюжетом, наблюдая за героями, очевидно выпадающими из времени действия. А главное, трудно понять, о чем это все-таки: о влюбленной паре или о войне? Получается, к сожалению, так: ни вашим, ни нашим. Ни любви красивой, ни войны настоящей. Нет, правы кинематографисты Европы и Америки, снимающие фильмы о Второй мировой как об истории отдельно взятой женщины на фоне войны. Через конкретную судьбу полнее и легче приходит понимание сути исторического события. Мы уже поняли, что ставить во главу угла военной драмы величие полета мысли сталинских стратегов не очень правильно и совсем не художественно. А снимать по-другому разучились: слишком долго и трудно возрождался отечественный кинематограф.
Многих привлечет тот факт, что в афише фильма заявлен известный московский актер Борис Щербаков. К сожалению, он снимался всего два дня и присутствует на экране едва ли свыше двух минут, ведь его героя убивают в самом начале. Что ж, знаменитости порой сохраняют свои "звездные" качества и в эпизодической роли, но вот Борису Васильевичу в данном конкретном случае этого не удалось. На пресс-конференции актер рассказывал не о своей работе в фильме "Двое и война", а о съемках фильма "Саперы", который он ставит по сценарию того же Сергея Сергеева. Как признался Щербаков, он решил заняться режиссерским трудом еще во время работы в сериале "Сыщики". Первый сезон "Сыщиков" снимали основоположники российского сериального жанра режиссеры Краснопольский и Усков, второй актер Дмитрий Брусникин. А вот режиссером третьего сезона актеры остались настолько недовольны, что даже решили отказаться от съемок, если получат "киноначальника" такого же плана. Продюсеры и предложили Борису Щербакову и его партнеру, артисту Сергею Степанченко, самим заняться режиссурой. Пятый сериал Борис Васильевич срежиссировал уже самостоятельно, вот и получил предложение запуститься с "Саперами". Этот фильм будет являться продуктом совместного производства Одесской киностудии, Минкульта Украины и компании "Синебридж-кино".
Действие происходит на оккупированной немцами территории, практически в концлагере, рассказал Борис Щербаков. Но это не совсем концлагерь, а бывший военный завод, который немцы переоборудовали под авторемонтный и где они восстанавливают покореженную в боях технику, чтобы отправлять ее на фронт. Ну и, разумеется, наши саперы, как могут, не дают этого им сделать. Я тоже исполняю роль в этом фильме и надеюсь, что это получится картина прежде всего, о внутренней свободе человека. Очень хотелось бы, чтобы с экранов наконец-то исчезли образы героев бандитского рода занятий, чтобы в центре фильмов были честные, совестливые люди. Хватит этого конфликта плохого с худшим, надо искать золотую середину... Съемки будут проходить в селе Егоровка, в Одессе и непосредственно на территории и в павильонах Одесской киностудии. Это даже хорошо, что здесь много уголков, выглядящих, словно после бомбежки. С точки зрения кинематографиста хорошо, а вообще, конечно, ужасно...
Будем надеяться, "Саперы" не разочаруют. Но вернемся к фильму "Двое и война". Что порадовало, так это безусловно удачные работы всех без исключения одесских артистов. Не разучились наши играть, отлично работают как на сцене, так и перед камерой. Считанными штрихами создают интересные образы актеры Украинского театра Ольга Равицкая, Мария Пивоварова, недавно ушедший из жизни Василий Яковец, Александр Бабий, Богдан Паршаков, Яков Кучеревский, артисты Русской драмы Александр Суворов и Геннадий Скарга, фронтмен комик-труппы "Маски" Георгий Делиев. Остается надеяться, что российские продюсеры поймут, что в главных ролях не так уж обязательно использовать примелькавшихся сериальных "звезд" и "звездочек", пора выводить на "звездную" дорогу наших земляков, куда как превосходящих многих москвичей по части таланта...
Наивысших похвал достойна и работа художника одессита Владимира Евсикова: все любовно собранные им предметы, находящиеся в кадре, имеют отношение к изображаемой эпохе, и там, где недостоверно выглядят исполнители главных ролей, "играют" вещи. Даже неудачный фильм всегда означает предоставление работы для многих талантливых людей и таким образом становится событием со знаком плюс. В конце концов, во время так называемого перестроечного многокартинья на нашей киностудии снималось совсем немало посредственных, проходных и даже откровенно плохих фильмов. Все они благополучно забыты, однако не забыта технология их производства. Не стоит забывать о том, что наилучший коммерческий прокат, как ни крути, бывает у фильмов, имеющих прямое отношение к искусству. И подменяя понятие "искусство" понятием "производство", не стоит ожидать завтра прибылей от проката, не говоря уже о хороших фильмах, способных объяснить молодым, что же такое патриотизм, любовь, дружба, жизнь и смерть.
Виолетта СКЛЯР.