Номер 15 (1547), 17.06.2021
Уважаемые читатели, я не зря поставил в конце названия и восклицательный знак, и знак вопроса...
Какой из этих знаков правильный — узнаем через некоторое время. А пока небольшое отступление.
Многие из вас знают, что более сорока лет мы с отцом, Борисом Амчиславским, занимаемся изучением жизни и творчества Леонида Утёсова.
Был в биографии Леонида Осиповича и небольшой период кинематографической карьеры.
Я не о кинофильме "Веселые ребята", а более раннем периоде.
Началось всё в 1917 году, короткой, практически, проходной ролью адвоката Зарудного в кинокартине "Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта".
А вот в середине двадцатых годов Утёсов снялся сразу в трех фильмах: "Торговый дом "Антанта и Ко", "Чужие" (вместе с дочерью Эдит) и "Карьера Спирьки Шпандыря".
Решил я посмотреть, осталась ли какая-либо информация об этих работах на страницах газеты "Кино", выходившей в те годы.
Удалось пролистать подшивку за вторую половину 1925 и за 1926 годы.
Среди материалов, опубликованных на страницах газет, я обратил внимание на то, что среди авторов много одесситов: Вера Инбер, Семен Кирсанов, Эдуард Багрицкий, Семен Гехт, Исаак Бабель, Лев Славин, Евгений Петров.
А еще статьи о съемках на Одесской кинофабрике ВУФКУ, реклама фильмов, снятых в Одессе...
Конечно, об этом всем я еще напишу.
Но одну тему хочу осветить отдельно уже сейчас.
Трижды в газетах были опубликованы стихотворения Семена Кирсанова.
Для меня это имя имеет особое значение.
Во время всех своих лекций, выступлений, докладов, связанных с именем Утёсова, всегда говорю о песне "У Черного моря".
При этом подчеркиваю, что песня родилась благодаря творческому содружеству трех земляков, трех одесситов — Семена Кирсанова, Модеста Табачникова и Леонида Утёсова.
Стихи Семена Кирсанова на страницах газет "Кино" посвящены кино и театру.
Есть в написании этих стихотворений специфика орфографии тех лет.
Решил сверить ее с более поздними изданиями произведений Семена Кирсанова... и был поражен.
Ни в четырехтомном Собрании сочинений Семена Кирсанова (Москва, Художественная литература, 1974–1976), ни в его сборнике "Стихотворения и поэмы", вышедшей в серии "Новая Библиотека поэта" (Санкт-Петербург, Академический проект, Гуманитарная Академия, 2006) этих стихотворений не оказалось.
Не смог их найти и вездесущий Google.
Конечно, приятно было бы осознавать, что мне удалось найти неизвестные стихотворения Семена Кирсанова.
Но я с удовольствием приму сообщения о том, что они известны литераторам и, кроме публикации в газетах "Кино" в 1925-1926 гг., были напечатаны в каких-либо сборниках поэта.
Вот поэтому я и поставил два знака после заголовка этого материала, а какой из них правильный — определит время.
Ниже приведены три стихотворения, написанные Семеном Кирсановым до выхода его первого сборника "Прицел. Рассказы в рифмах" (1926).
Орфография оригиналов сохранена.
Актер из детектива
Я к жизни пришел От романов Майн-Рида. А жизнь развернулась И стала — роман. И я проскакал – Грохотали копыта По Южной Америке В дождь и туман.
Там всадникам любы Смертельные трюки, И там, где прорывы Долин глубоки, Лежит, разметавши Притоками руки, Голубоватое Тело реки.
И ночью, на взор Ястребиный надеясь, Врагов бледнолицых Ища над рекой – Летит в мокассинах И перьях индеец. На зебре — как-будто Одетой в трико.
Но сердце ковбоя, Готовое к бою, Стучит в магазинной Коробке ружья, По запаху слышит И ждет за собою Отравленных стрел И лихого копья.
Но степь растревожена. Сыпью по коже Холод и ливень, И сразу — гроза. В такую минуту — Встает краснокожий На стременах И вперяет глаза.
Кто видел кулак, Размахнувшийся навкось Сквозь шорох ветров И дождя и травы. Кто видел С полетом вперед томогавка, Ковбоя, летящего Без головы.
Такое бывает Не только в романе, В ушах стрекотанье, В глазах колесо. Я новою жизнью Живу на экране, Скачу по степям И вращаю лассо.
Мне сердце, что камень. Холодно-тупое. И может затем Я привесил ружье, Напялил широкую Шляпу ковбоя, Чтобы не быть похожим На сердце свое.
Семен КИРСАНОВ. |
Газета "Кино" № 32 (112), 27 октября 1925 года, c. 2, рубрика "Когда гаснет свет".
* * *
Театральный зал был суров и пуст, И люстрами вниз сникал, Старый занавес тихо выплакивал грусть Притаившимся колосникам:
"Помню, блеск лорнетный по всем рядам, Страшно впившиеся глаза, И когда на сцене актер рыдал, С ним рыдал потрясенный зал.
Зал, на сцену глядя, дрожал струной, А теперь — пропадаем. Ой, Разве видно было, чтоб всей страной Владел глухонемой!
Скоро — чувствую я — меня сотрут (Этот червь и сюда прополз), И на месте моем повесят тут Просто выбеленный холст.
Это разве искусство. Век стыдись. Было время когда-то... Но Драматург, режиссер, актер, статист — Пошли в кино...
Но остался здесь, я поклясться готов, Еще один человек. То рабочий сцены — Иван Петров. Он театру верен навек...
Но на сцене раздался стук шагов, И вошел Иван Петров. Он рассказывал другу наедине: "Знаешь, буду служить в кино.
По червонцу в день за работу, что-ж, Заработок не худой, Говорят, что уж очень я похож На Распутина — бородой".
Был суров и пуст театральный зал, Пыль на выбоинах золотых, И ни слова занавес не сказал, Молча сдвинулся и затих.
С. КИРСАНОВ. |
Газета "Кино" № 5 (125), 2 февраля 1926 года, с. 2.
* * *
В кино-театрах по ночам — сияет свет, а у меня, моя печаль, приюта нет...
Ах, оковала синева — мои глаза В кино — манто да кружева, зеркальный зал...
Горит плакат на мостовой — "Париж уснул"... и слышен грозный и глухой рояля гул...
Вот — засияет за стеной — экрана гладь, и сытый, выбритый герой начнет "играть"...
Поедет с милой в ресторан, и поплывет в бульона сладкий океан – котлетный шот.
И жар бургонского вина, и дичи жар... Она в другого влюблена и пьет, — дрожа.
Но все-же пьет, но все же ест, а я — стою, голодный, у туманных мест — гляжу на юг...
Уходят люди из кино, домой, в отель, — раскрыть весеннее окно и лечь в постель.
Нет для меня угла в Москве, опять, опять — пойду в ночной, пустынный сквер — синеть и спать...
С. КИРСАНОВ. |
Газета "Кино" № 20 (140), 18 мая 1926 года, с. 4.
Газету "Кино" читал Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ.