Номер 13 (706), 02.04.2004

HOMINEM QUAERO

(Hominem quaero – ИЩУ ЧЕЛОВЕКА)

Свои поиски человека журналист, писатель, адвокат Сергей Петрович ПОЛИЩУК не демонстрировал с фонарем в руках. Он просто пристально всматривался в окружающую жизнь. И ему были небезразличны те люди, с которыми его жизнь сталкивала. Это небезразличие, эта цепкость взгляда, чувство сопричастности к происходящему отразились в поэзии и прозе Сергея Полищука.

Сергей Петрович Полищук ушел из жизни рано. Он родился в 1929 году, а в 1994 году его не стало. Впрочем, небезразличие и сопричастность – эти два чувства спрессовывают время, как спрессовывается оно в теории относительности Эйнштейна. Настоящему писателю дано прикоснуться душой к гораздо большему числу событий и характеров, чем обыкновенному человеку. Поэтому мы можем утверждать, что Сергей Полищук прожил большую жизнь. В эту жизнь вместилась война, годы выживания в оккупированной Одессе, Полесский период, когда молодой адвокат остался один на один со своими темными клиентами и их порой дикими, несуразными проблемами; годы, когда он безуспешно пытался издать свои стихи и прозу... Он пробился к своим читателям только с повестью "Ищу человека" (1967 г.) и поэтическим сборником "Песни рыжего клоуна" (1989 г.). Остальные его книги были изданы уже после его смерти дочерью – Натальей Сергеевной Полищук. Это "Купель на площади" – тонкий, психологически точный и откровенный роман о жизни в оккупированной Одессе; "Записки адвоката", включающие повесть "Старые дороги", – о курьезных и трагичных случаях из адвокатской практики в Белоруссии в 50-х годах.

Не секрет, что из врачей и адвокатов часто выходят хорошие писатели. Видимо, близкое столкновение с человеческой природой, возможность увидеть человека "без одежд" в прямом и переносном смысле слова, немало этому способствуют. А кроме того, чувство слова, музыкальность фразы, интеллигентность, ироничность, сочетающаяся с идеалистическими (особенно в молодые годы, освещенные надеждами шестидесятников) взглядами, делают книги Сергея Полищука не просто увлекательными, но и легко читаемыми, поскольку написаны они, как сказал о них Борис Херсонский, "хорошим, нормативным русским языком".

Очень жаль, что книги Полищука стали раритетами, их можно прочитать разве что в библиотеке.

Но кое-что из его произведений можно услышать. Не может писатель и поэт пройти мимо Библии. Сергей Полищук обратился к Псалтирю, "Песне Песней" и притчам Соломона.

Вскоре после его смерти, в том же 1994 году, вышел поэтический сборник Полищука "Библейские напевы". А через 10 лет после его ухода из жизни одесский композитор Валентина Ульяш, которую с поэзией Сергея Полищука познакомила Игуменья Серафима, написала на "Библейские напевы" вокальный цикл.

Этот цикл прозвучал на вечере памяти Сергея Петровича Полищука, прошедшем в стенах Одесского художественного музея. По словам Натальи Полищук многие из Псалмов Давида в музыкальном видении В. Ульяш оказались созвучны тем мелодиям, тем гармониям, в которых слышались они самому автору стихов.

В этом году Сергею Полищуку, исполнилось бы 75 лет. И в этом году исполнилось 10 лет, как нет с нами того, кто написал:

Стихи мои – враги мои,
Мои друзья и братья,
Мой праздник, мой счастливый миг
И вечное проклятье.

Елена КОЛТУНОВА.