Номер 11 (907), 28.03.2008
Одесские балетоманы получили массу впечатлений от гастролей в нашем городе театра "Киев модерн-балет", который представил в зале Театра музыкальной комедии балет- фантасмагорию для взрослых "Щелкунчик".
К сожалению, умеренная реклама гастрольного спектакля привела к досадному наличию большого количества свободных мест в зале. Можно только сожалеть и о том, что программки продавались без указаний о том, кто именно из артистов танцует партии Мари, Дроссельмейера, Щелкунчика и так далее. Это обидно, ведь молодые и весьма одаренные артисты балета заслуживают, чтобы их узнали поименно. Зато относительно авторов спектакля сомнений нет: либретто и постановка весьма популярного и эпатажного балетмейстера Раду Поклитару (одно время он делал небольшие постановки и в Одессе), костюмы созданы Анной Ипатьевой, а сценография - Андреем Злобиным. Созданный при поддержке мецената Владимира Филиппова два года назад в столице Украины театр балета сразу же прославился нашумевшими постановками "Кармен. TV", (две "Киевские Пекторали" в 2007 году за лучший спектакль и лучшую работу балетмейстера), "Дождь", "Болеро", "Веронский миф: Шекспирименты", "Силы судьбы" (опера-балет). Раду Поклитару позволяет своим артистам не только танцевать, но и говорить, выкрикивать, петь во время спектакля, да и вообще трактует известные сюжеты весьма новаторски. Наследники Прокофьева, например, добились, чтобы со сцены Большого театра исчезла поставленная балетмейстером без пуантов "Золушка". Так что теперь Поклитару заботится о том, чтобы не было наследников, способных помешать ему переиначивать классику. Со "Щелкунчиком" все получилось в этом смысле удачно.
Сразу скажем: смотреть спектакль интересно, мастерство балетных артистов вызывает восхищение, как и сверхизысканные художественные решения убранства сцены и костюмов. Музыка Чайковского звучит, конечно же, не без купюр, а сам сюжет лишь местами напоминает сюжет известной сказки Гофмана. Девочка Мари (в первых редакциях - Клара) здесь откровенно низкого происхождения, это уличная замарашка, странным образом попадающая в богатый дом советника Штальбаума на рождественскую елку. Соответственно хореография партии почти напрочь лишена аристократичной тонкости жеста. Балерина то и дело опускается на полную стопу, танцует с непривычными вывертами, а особенно естественно (до натурализма) смотрится в анданте со Щелкунчиком, который явно (ну очень явно) оказывается первым половым партнером Мари... Натуралистически поданы и мыши (пардон, откормленные крысы), им придумали такие трико с толщинками в различных местах, что хочется вызвать специалистов по дератизации прямо на сцену (а вообще-то я не враждую с грызунами).
После просмотра напрашиваются выводы: жаль, что в Одессе такого театра и таких меценатов нет; хорошо бы посетить большие гастроли "Киев модерн-балета"; новаторское - не всегда лучше оригинала. Рассматривать гофмановский сюжет с точки зрения подросткового секса - на самом деле не глубоко, а поверхностно. Великий балетмейстер Мариус Петипа мечтал в "Щелкунчике" вскрыть глубинные пласты, но из-за тяжелой болезни уступил постановку Льву Иванову (кстати, работой Иванова были недовольны наследники Чайковского - это они балет Поклитару не видели!). Известный танцовщик и балетмейстер Федор Лопухов восхищался экспликацией Петипа в таких выражениях: "Общая концепция балета представляется мне отголоском событий французской революции. Это мои догадки, но покоятся они не на кофейной гуще, а на собственных записях Петипа. Может быть, "Щелкунчик" всколыхнул в старом мастере воспоминания далекого детства? Отец, конечно, рассказывал о революции, свидетелем которой он был. Отблеск ее Петипа почувствовал в Бельгии двенадцатилетним мальчиком. Не будем забывать, что сам он родом из города, давшего миру "Марсельезу"... "Щелкунчик" очень труден. Тут вопрос не в том, как воплотить сюжет, а в том, как его трактовать. Нужно нырнуть в глубину. Иначе ничего не выйдет".
Мария ГУДЫМА.