Номер 08 (1540), 1.04.2021
Известный российский кинопродюсер (урожденный одессит) Сергей Члиянц, увидев очередное объявление о наборе на какие-то многообещающие курсы, разразился гневной, но вполне справедливой, на наш взгляд, тирадой. И хотя в данном случае речь идет о кинематографе, эти размышления подходят практически под любой вид деятельности.
Мир разделился на коучеров и учеников. Все учатся, вернее, думают, что они учатся, а другие делают вид, что учат. Семинары, вебинары, мастер-клаcсы, воркинги, тренинги и прочая... Так можно учить иностранному языку или кулинарии, но не режиссуре и сценарному делу, а тем более актерскому. Для творческого образования необходим Мастер. Мастер с большой буквы. И обязателен творческий конкурс и отбор учеников. И живое общение на протяжении нескольких лет. Не только с Мастером, но и с однокурсниками. Компот нужен. Среда обитания. Одним словом — школа. И традиция. Иначе пролезают самые хитрожопые и те, кто может заплатить. А талантливые, они ведь сомневающиеся, осторожные, ранимые. Они пролезать не умеют, расталкивая локтями или за бабки. По-моему, современные методы обучения творческим профессиям это просто бизнес для одних и самообман для других. Если продюсированию можно научиться, работая в хорошей кинокомпании с настоящим лидером во главе, то режиссер не может научиться без Мастера. Поэтому так часто в мировом кино режиссерами становились те, кто работал ассистентом у великих.
Я и сам грешен, было дело, проводил занятия в различных киношколах. Но всегда предупреждал учеников. На первом же занятии я всегда говорил, что это безнадежное дело. Я вас не набирал. Вы не проходили конкурс. Так неправильно. Вы — те, кто заплатил и сами пришли. Я вас не знаю, и мы ничего не успеем за несколько занятий и пару месяцев общения. Ну, поговорим, пошутим. Посплетничаем, поделимся случаями из жизни великих... А как же главное? Вы же учиться хотите... И тут становилось мне понятно, что есть огромный спрос на качественное образование.
Потом мы удивляемся огромному количеству дилетантов, которые пополняют ряды работников кино. Когда преподавателями становятся создатели низкопробных подделок, ничего не создавшие (по большому счету). Не может же преподавать каждый, кто так решил, или кого позвали руководители очередного учебного заведения. Без методик, без личной квалификации, без способности к преподаванию, в конце концов.
Зачем написал? Накипело! Преподавать — это вам не лобио кушать...