Номер 08 (753), 04.03.2005

НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ

Как известно, в этом году Украина должна присоединиться к так называемой Болонской декларации, что означает включение нашей системы высшего образования в европейский процесс. Что это означает на деле? Этот вопрос задают нам читатели В.Н. Смирнова, Ж.Н. Чернышев, Лариса Голубева, Анатолий Мунтяну и другие.

Разъяснить проблему мы попросили декана ФЭУП Одесского государственного экономического университета Сергея ЛЯЛИКОВА.

—  Генеральным направлением общественного развития становится интеграция. Наиболее рельефно этот процесс протекает на Европейском континенте. Территориальная и историческая общность, экономическое сотрудничество, культурные, информационные связи – вот далеко не полный перечень форм проявления интеграционных процессов. Одним из наиболее значимых направлений интеграции является сфера образования. Уровень образования выступает одним из важнейших компонентов показателя "качество жизни" (наряду с продолжительностью жизни и уровнем дохода на душу населения) – наиболее известного индикатора развития страны. Не случайно задача создания единого общеевропейского образовательного пространства является наиболее важной и актуальной для развития Европейского Союза. Организационно такая задача была зафиксирована в 1999 году в форме Болонской декларации, которую подписали министры образования 30 стран Европы.

Целью декларации является формирование пространства для повышения возможности трудоустройства выпускников вузов, мобильности граждан на европейском рынке труда, конкурентоспособности европейской Высшей школы, прежде всего по отношению к американской.

В 2005 году Украина должна присоединиться к Болонскому процессу. Речь при этом идет о создании в нашей стране механизма получения высшего образования, сопоставимого с европейским.

Такая сопоставимость предполагает следующие составляющие:

1) наличие законодательной базы. В Украине такая база существует. Мы жалуемся на обилие законов, различных законодательных актов, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. За границей их тоже немало. В Швеции, например, 28; Великобритании – 184, Франции – 23;

2) ступенчатость образования. I ступень получила название бакалаврата (период подготовки не менее трех лет); II ступень – магистратура (плюс не менее 1 года);

3) постоянные связи с работодателями. Такая связь у нас существует в виде системы и госзаказа и в других формах;

4) автономия вузов. И это есть, хотя имеются различия для национальных, государственных и коммерческих вузов;

5) самоуправление студентов. Такая система формируется, и уже сейчас студенческое самоуправление играет немаловажную роль в организации учебно-воспитательной работы;

6) наличие системы аккредитации вузов. Она существует;

7) унификация механизма высшего образования, а следовательно, признание оценок, выставленных студентам, обучающихся в других вузах. Для вхождения в Болонский процесс необходимо создать систему кредитно-накопительную систему.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные элементы механизма высшего образования, сопоставимого с европейским, у нас существуют.

Для подготовки к вхождению Украины в Болонский процесс в нашей стране проводится педагогический эксперимент, в котором участвуют десятки вузов, в том числе и наш.

Министерством образования и науки Украины была сформирована рабочая группа. На сегодняшний день этой группой было разработано Временное положение про организацию учебного процесса в условиях кредитно-модульной системы. Такая система предполагает:

1) оценку объема и качества знаний в кредитах;

2) возможность перехода с одной специальности на другую в рамках одного направления;

3) формирование под руководством куратора учебного плана для каждого студента. Этот план варьируется путем набора соответствующих дисциплин (нормативных, которые являются обязательными, и дополнительных, которые являются выборочными);

4) установление сроков обучения. Эти сроки складываются из нормативного и граничного. Например, уровень базового образования (то, что мы называем бакалаврат) 4 года – нормативный срок, еще один год – пятый – граничный срок. Он необходим тем, кто не смог за 4 года освоить базовый уровень. Магистратура – 1 год нормативный и плюс еще 1 год – граничный.

Подписание Болонской декларации имеет для Украины реальные положительные результаты.

1. Расширит возможности свободного перемещения студентов из одного вуза в другой в рамках европейского образовательного пространства. Проще говоря, при желании и возможности украинский студент может продолжить свое обучение в любой европейской стране.

2. Сделает диплом, получаемый выпускниками вузов Украины, признанным (нострифицированным) в любой европейской стране. Отпадает необходимость в особой процедуре признания диплома украинского вуза за рубежом. Такое признание будет осуществляться автоматически.

3. Выпускники вузов Украины станут полноправными участниками рынка труда в любой стране Европы, что будет способствовать их востребованности на нормальных, достойных человека с высшим образованием, условиях.

4. Будет способствовать повышению конкурентоспособности вузов Украины за рубежом. Это, прежде всего, касается тех вузов, которые имеют давние исторические традиции подготовки специалистов, сформированные научные школы, опыт международного сотрудничества, в том числе, подготовки специалистов для зарубежных стран.

В конечном итоге присоединение к Болонскому процессу даст Украине возможность сформировать условия вхождения в Европейский союз в качестве равноправного участника со всеми вытекающими материальными и нематериальными выходами.

Материал подготовлен Е. Д.

Рис. А. КОСТРОМЕНКО.