Номер 06 (1538), 18.03.2021
Пандемия изменила окружающий мир, заставила нас жить при других условиях и по другим правилам. Библиотеки — не исключение. После объявления о запрете проведения культурно-массовых мероприятий в их помещениях, режимом самоизоляции пришлось перейти на онлайн обслуживание читателей.
— 2020 год бросил нам вызов, и мы достойно с ним справились, — считает заместитель директора библиотеки им. И. Франко Ирина Серебренникова. — Переход к дистанционным формам работы оказался серьезной проверкой для библиотекарей. Многим сотрудникам надо было как можно быстрее освоить новые методы работы, как говорят, "переобуться на ходу", в кратчайшие сроки повысить свои профессиональные навыки. Благодаря современным технологиям и настойчивости библиотекарей работа "на удаленке" не стала препятствием для них. Важным условием при таком режиме работы стало, во-первых, выявить тематические интересы разнообразных групп читателей и сформировать на этом основании тематику контента социальных сетей, во-вторых, перевести акции, программы, проекты, циклы в онлайн-режим.
Особое внимание было уделено развитию библиотечных каналов YouTube.
На время карантина библиотеки превратились в одну большую съемочную площадку. Конечно, это для нас относительно новое рабочее пространство, но мы его активно осваиваем. Что-то получается сразу, что-то — через некоторое время, а что-то и вовсе никак не дается, но главное, что движение началось. И после снятия всех карантинных ограничений мы работаем как обычно, так и в интернет-пространстве.
За прошедший год все без исключения филиалы Централизованной библиотечной системы для взрослых (ЦБС) создали собственные библиотечные страницы в социальных сетях, а некоторые и каналы. Подсчитать все просмотры, перепосты, лайки очень трудно. Поэтому средняя цифра охвата виртуальной аудитории за десять месяцев прошлого года составляет: в сети Facebook — 329774, в сети Instagram — 1853. На шести библиотечных каналах YouTube было опубликовано 910 новых видео, они были просмотрены 29445 раз.
Кроме того, проведены в онлайн-формате три семинара для школьных библиотекарей и семинар для библиотекарей ПТУ. В соцсетях было размещено немало публикаций про книги, писателей, чтение и рекомендации, что прочитать интересного на карантине. Проведены виртуальные книжные выставки, конкурсы и эстафеты, мастер-классы и викторины, марафоны и видеопутешествия, вернисажи и презентации, размещены слайд-шоу, даже короткометражные авторские фильмы. Некоторые из них имели 4-5 тысяч просмотров.
Настоящим вызовом для библиотекарей стало проведение Поэтического марафона в виртуальном формате, который был посвящен Всемирному дню книги и авторского права. В нем приняли участие более 80 чтецов в возрасте от 5 до 70 лет. Благодаря этому выросло количество подписчиков на страницах библиотек в соцсетях.
Много просмотров получили видеоролики "Парад литературных героев" с книжного фестиваля BookFest 2019.
Библиотека — важный социальный ресурс, который возник, чтобы делать мир понятнее, и главной услугой библиотеки всегда было, есть и будет — Продвижение книги. Поэтому, несмотря на закрытые двери библиотек, процесс продвижения книги и чтения не прекращался ни на мгновение. Этот процесс происходил в различных формах.
Это литературные циклы — обзоры. Библиотека им. И. Франко предложила цикл "Времена года. Читаем книги, смотрим фильмы. Зима". Библиотека № 25 заинтересовала подписчиков литературным циклом "Человечность и взаимопомощь". С современными писателями читатели познакомились, просмотрев тридцать шесть выпусков цикла "Новые украинские имена". Также эта библиотека создала рубрику "Кулинарный калейдоскоп " — двенадцать выпусков о кулинарных книгах почти всех континентов. В рубрике "Туристическая Одесса" библиотека № 1 им. Э. Багрицкого заинтересовала горожан экотуризмом (пять роликов о самых интересных городах Одесской области, которые нуждаются в защите и охране). Библиотека им. К. Паустовского проводила выездные заседания кают-компании "Морская библиотека Одессы", знакомя с достопримечательностями города. Также были проведены туры по центру города в рубрике "Одесса и все, что ее касается". А выпуски еженедельной рубрики "Советы от книжного фонда библиотеки № 32" с нетерпением ожидают не только читатели, но и библиотекари других филиалов.
Библиотека им. А. Гончара провела марафон "Радуга талантов" среди юных читателей. В программе библиотеки № 2 в формате аудиочтения было представлено более 30 произведений писателя.
Виртуальные прогулки по Одессе приобрели особую популярность. Это достопримечательности в рубрике "10 фактов", информационные ролики об одесских архитекторах, ученых, сооружениях, театрах, прогулки Молдаванкой, Слободкой, Чубаевкой, Суворовским районом. Много провели виртуальных экскурсий по европейским музеям и галереям.
Библиотекари готовили и учебный контент: видеоинформ-минутка "Создайте хэштег" (филиал № 1), мастер-класс для взрослых "Очумелые ручки" (филиал № 30), "Делаем игрушку своими руками" (филиал № 29) и др.
За 2020 год на сайте ЦБС были опубликованы 1222 материала, их просмотрели 60683 раз. Уникальных посетителей сайта было 9414 из 51 страны.
Как видно, услуги в онлайн-формате интересны читателям. Главное — правильно определить содержание.
Инна ИЩУК.