Номер 6 (1103), 17.02.2012
Итак, нашей газете - 21 год.
Откровенно говоря, в это даже не верится, хотя с нею пройден практически весь путь. А как подумаешь, "трупами" скольких изданий устланы эти годы, удивляешься еще больше.
И все-таки: как удалось нам выстоять в условиях, мягко говоря, не слишком благоприятных? Ведь никогда за уже более чем два десятилетия не получали мы спонсорских вливаний - ни от властей, ни от политических партий, ни от бизнесовых структур. Грубо говоря, никому не продавались. Единственное, от кого мы всегда были зависимы, так это от читателей. Старались делать газету, которую было бы интересно читать. Свободную от навязанных мнений и влияний. Вот, пожалуй, главное слово, которое, как нередко говорят в подобных случаях, служит нам путеводной звездой - Свобода.
А как же иначе? Само название обязывает, ведь "порто- франко" (porto franco) переводится с итальянского как "свободный порт". Ну а мы - газета города, который зачинался как порт, и в котором с самого начала жил дух свободолюбия. Кроме того, "порто-франко" для Одессы - понятие из числа основополагающих. Именно та свобода (пусть даже и относительная), которая была предоставлена нашему городу на целых четыре десятилетия, и сформировала во многом одесский характер, одесский менталитет.
Так давайте же припомним, как это происходило во времена, отделенные от нас двумя веками...
Идея "порто-франко" возникла в Одессе едва ли не с самого рождения города. Еще осенью 1797 года (напомним, городу всего три года) Иностранный магистрат (ввиду большого количества иностранцев существовал и такой) в лице подполковника Афанасия Кес-Оглу среди жизненно важных для Одессы льгот ходатайствовал перед императором Павлом о предоставлении городу статуса "порто- франко". Однако император, очень не любивший все, что так или иначе было связано с его матерью (а Одесса была создана по Указу Екатерины Второй), решительно в этом отказал.
Зато он даровал такое право Феодосии и всему Крымскому полуострову, но проект провалился, и это значительно усложнило задачу герцога Ришелье, который решительным образом ратовал за возможность беспошлинного ввоза в Одессу иностранных товаров, прекрасно понимая, какую пользу это принесет молодому городу. Воспользовавшись особыми отношениями с императором Александром Первым, Ришелье добился в 1806 году права беспошлинного складирования товаров в порту и необлагаемого транзита товаров в Молдавии, Валахии и Пруссии. Но из-за наполеоновских войн процесс затормозился, и вернуться к практической разработке идеи удалось лишь после окончательного завершения военной эпопеи. По иронии судьбы, именно тогда, когда для "порто-франко" наступила подходящая пора, Ришелье был отозван из Одессы, чтобы возглавить французское правительство. Однако герцог не мог оставить любимую идею и написал Александру I большое (на 25 листах!) письмо, который можно считать его своеобразным "одесским завещанием". В этом послании Ришелье обосновал пользу "порто-франко" как для города, так и для государства. При этом герцог ссылался, в частности, на опыт Марселя. "Наступает новая эра славы и благоденствия, - несколько высокопарно, но вполне в духе эпохи обращался он к императору, - и как мы можем потерять возможность достичь этого доступными путями?" Но понадобилось еще три года ходатайств уже нового Новороссийского генерал-губернатора и одесского градоначальника А. Ф. Ланжерона, пока император подписал Указ, выдержки из которого приводим ниже.
"Божьей милостию, Мы, Александр Первый, император и самодержец Всероссийский и прочая, прочая, прочая... Усматривая из опытов многих лет, какую удобность представляет порт Одесский к отпуску всякого рода произведений, коими изобилуют полуденные области империи нашей и желая доставить новые способы и облегчения к распространению внешней торговли и к обогащению государства поощрением промышленности наших верноподданных, мы повелели внести на уважение Государственного Совета предположения о введении порто-франко на Черном море, Начиная с города Одессы... Вняв мнению Государственного Совета, Всемилостивейше даруем и утверждаем порту и городу Одессе права и свободу торговли, присвоенные порто-франко...
2. В порт и город Одессу с его округом дозволяется свободный и беспошлинный привоз всех иностранных товаров без различия, не исключая и тех, кои по общему тарифу к ввозу в Россию запрещены. Привозимые товары впускаются в город и его округ без таможенного осмотра и без подачи установленных объявлений - из сего исключаются только до 1 января 1821 г. всякого рода хлебное вино и водки, равно и другие крепкие напитки, тарифом к ввозу запрещенные...
11. Все предметы, привозимые в Одессу изнутри государства сухопутно, как для потребления в самом городе, так и путем транзита или же для отпуска за границу, при проезде через заставы не платят никакой пошлины. Настоящими правами на свободную торговлю порт и город Одесса имеют право пользоваться в продолжении тридцати лет, после истечении коих по усмотрению польз и выгод с оными сопряженных, могут оные быть распространены и на ближайшее время".
День подписания этого Указа - 16 апреля (по старому стилю) 1817 года - стоит назвать "звездной датой" Одессы, которая получила уникальный шанс для своего развития. И этот шанс был использован в полной мере. Не вдаваясь в детали (а "порто- франко" в Одессе стало предметом огромного количества исследований), приведем лишь показательное наблюдение историка В. И. Соколовского. "По истечении первых пятнадцати порто- франковских лет Одесса стала крупнейшим городом на территории современной Украины, обогнав... "столицу городов русских" - Киев... В некоторые особо благоприятные годы поступления в одесскую казну превышали доходы всех других городов государства, кроме Петербурга. Если же учесть, что одесская казна, в отличие от других городов государства, не имела долгов, то ее состояние можно считать лучшим в империи".
Но не только экономические выгоды получила Одесса от "порто- франко". В этот период в городе бурно развивается инфраструктура, строятся дома, многие из которых ныне считаются шедеврами архитектуры. Достаточно вспомнить блестящий ансамбль Приморского бульвара с прославленной лестницей, памятником Ришелье и Воронцовским дворцом, которые давно уже стали местными достопримечательностями и символами, известными далеко за пределами города. В книге А. Чижевича "Воспоминания старожила" автор пишет, что "привилегия получения всех заграничных товаров без пошлины доставляла жителям Одессы громадные удобства: дешевизною всех предметов роскоши и продовольствия. Это привлекало в город богатых людей со всей России. Рабочий класс тоже благоденствовал от хлебной торговли. Заработки были до того велики, что видели биндюжников и подсевальщиков, закуривавших папироски рублевыми бумажками, а один подгулявший биндюжник закурил даже десятирублевой".
Кстати сказать, историки установили, что в период действия "порто-франко" в Одессе практически не было нищих.
Но, помимо чисто материальных факторов, именно во время "порто-франко" создается имидж Одессы как "свободного города", формируются основы "одесского характера", одной из определяющих черт которого является именно свободолюбие, независимость суждений. Опосредованным влиянием "порто-франко" объясняется и феномен появления в конце XIX - начале ХХ века большого количества талантов мирового уровня, которые, собственно говоря, и создали так называемый "одесский миф".
С другой стороны, именно благодаря "порто-франко" рождается представление об одесситах как о людях предприимчивых, умеющих находить всевозможные способы для достижения собственной выгоды, которые нередко имеют мало общего с действующим законодательством. Вот один из фрагментов исторического описания, замечательным образом характеризующий нравы самой свободной из одесских эпох: "Свободная торговля" с самого начала повлекла за собой довольно много "свободных" стремлений со стороны жителей снабжать всю остальную Россию "свободным" от пошлин товаром; контрабанда и масса злоупотреблений обратили на себя внимание высшего начальства. Объяснялось это отчасти тем, что надзор за правильным вывозом товаров был крайне затруднителен, вследствие огромного круга, занимаемого чертой порто-франко. Вследствие этого черта порто-франко в 1826 году была значительно сужена, охватывая только площадь, заключенную в пределах теперешней Старо-Портофранковской улицы. Но такое сужение черты порто-франко повлекло за собой еще больше злоупотреблений: ввиду близости жилых помещений товары было очень легко перебрасывать через ров, не возбуждая подозрений со стороны стражи; при генерал-губернаторе графе Воронцове пришлось снова расширить черту, оставшуюся без изменений до 18 апреля 1859 г., т. е. до окончания порто-франко после сорокалетнего существования. Сколько было вывезено из Одессы в то время контрабандного товара и к каким остроумным приемам прибегали иногда контрабандисты, видно из следующего характерного факта. Через таможню было прогнано стадо овец; само собой, что никто не обратил на него внимания. Впоследствии оказалось, что под шерстью овец была спрятана масса кружев на огромную сумму. Как бы то ни было, сорокалетнее существование в Одессе порто-франко хотя и не обошлось без массы злоупотреблений и дел, большей частью "потушенных", но в развитии торговой жизни города имело неоспоримое значение".
Экономисты и историки отмечали и некоторые отрицательные стороны "порто-франко", которые, в конечном счете, и привели к его отмене в 1859 году. Однако это не отрицает главный вывод: именно режим "порто-франко" способствовал стремительному развитию города практически по всем направлениям, превратил Одессу в особую часть мирового пространства, знаковую и привлекательную для миллионов людей во всем мире. И хотя с того времени прошло более полутора веков, некоторые моменты "порто- франко" смело можно спроецировать и на наше время. "Изучение этого феномена, - пишет современный исследователь, - интересно еще и в контексте дискурса об установлении зоны свободной торговли между странами ЕС и Украиной. Современное видение украинским правительством зон свободной торговли как зон свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы почти полностью совпадает с функциями одесского порто-франко... Несмотря на то, что между тогдашней Одессой и нынешней Украиной существуют значительные различия, опыт порто-франко необходимо учитывать, ведь так же, как зона порто-франко способствовала стремительному развитию юного города, так и договор о свободной торговле между Украиной и европейскими странами может способствовать развитию нашего молодого государства".
Идея возрождения "порто-франко" как свободной зоны не раз всплывала на поверхность. Она обсуждалась даже во время Гражданской войны. Так, в январе 1918 года председатель одесского военно-промышленного комитета Н. В. Брайкевич прочитал в Русском театре лекцию "Что такое свободная гавань".
В перестроечную пору активным лоббистом введения в Одесе "свободной экономической зоны" был тогдашний мэр Валентин Симоненко, и одесситы массово поддержали эту идею на местном референдуме. На этой волне родилось название нашей газеты и появилась она сама - как свободное издание свободного города.
Александр ГАЛЯС.