Номер 05 (901), 15.02.2008

ОБНОВЛЕНИЕ

Могло показаться, что в конце сентября все одесситы, как в старые добрые времена, вновь стали меломанами, точнее оперо- и балетоманами. Желающих попасть на открытие Одесского оперного театра после его многолетней реставрации было столько, что билеты продавались с аукциона. В день открытия можно было убедиться, что, как писал Александр Сергеевич, "Театр полон". Хотя, конечно, утверждать, что решение "пора нам в оперу скорей" принадлежало только меломанам, не стоит. Не стоит потому, что большинство одесситов, те, у кого было достаточно денег, чтобы участвовать в аукционной продаже билетов, просто рвались увидеть театр в обновленном виде. И увидели, убедились, что вновь "ложи блещут", что, во всяком случае, внешне театр, как архитектурное сооружение, вернул себе былую славу.

Но меломаны вправе ожидать, что обновление коснется не только фасада и интерьера театра, а и его репертуара. В годы вынужденного скитания по чужим сценам театру пришлось свой обширный репертуар, насчитывающий более 40 наименований спектаклей, сократить до 15. И дело не только в том, что труппа получала возможность в среднем играть не чаще, чем раза два в неделю. Для ряда спектаклей площади предоставляемых театру сцен, их техническое оснащение не соответствовали необходимым требованиям. Лишь незначительное число спектаклей удалось приспособить к сценам Театра музкомедии и Украинского. А это означало и вынужденную незанятость части исполнителей. Так что, пока шли поиски денег на очередную сваю, часть артистов искали и находили театры, где они были востребованны. Сегодня большинство из них возвращаются на родную сцену. Более того, в театр в качестве стажеров до конца сезона приняты молодые вокалисты, выпускники Одесской музыкальной академии им. Неждановой.

Сегодня, когда труппа начала работать в обновленном здании, пришла, как было сказано выше, пора обновить и репертуар. В первую очередь, безусловно, необходимо восстановить большинство тех спектаклей, которыми театр по праву гордился в прошлые годы. Тем более, что декорации и костюмы к ним сохранились в прекрасном состоянии. Несмотря на последнее, задача восстановления спектаклей совсем не простая. Требуется огромная репетиционная работа. И не только потому, что в некоторые спектакли вводятся новые исполнители или потому, что много новых людей пришли и в хор, или же потому, что настало время для новых режиссерских решений. Актерская, а тем более певческая и балетная профессии, предполагают постоянную, ежедневную работу.

Часть спектаклей была восстановлена к открытию театра. О них мы писали в свое время. Это "Трубадур" и "Риголетто" Верди и "Катерина" Аркаса. В январе после капитального восстановления прошла премьера оперы Верди "Бал-маскарад" и восстановлен балет Минкуса "Баядерка". В ближайшее время на очереди "Спящая красавица" Чайковского и опера Москаньи "Сельская честь". Словом, театр планирует вводить по два спектакля в месяц.

Сейчас, когда ажиотаж среди тех, кто просто хотел увидеть обновленный Оперный театр, несколько поутих, в театр пошли истинные любители искусства. Я с радостью убедилась, что и на "Баядерке", и на спектакле "Бал-маскарад" в зале было много зрителей. Не аншлаг, отнюдь нет, но зал был почти полон. А о приеме и говорить нечего! В спектакле "Баядерка" публика разражалась аплодисментами, как только поднимался занавес и открывались красочные декорации (засл. худ. Украины Н. Бевзенко-Зинкина). "Баядерка" вообще нарядный спектакль, в котором пышные декорации гармонируют с роскошными восточными костюмами. Как и прежде, вызвала восторг публики сцена так называемых "теней". Ну и, конечно, исполнители: Никия (Баядерка) - засл. арт. Украины Ольга Рожевич, Гамзатти - Татьяна Афанютина и Фалор - засл. арт. Украины Андрей Мусорин.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.