Номер 3 (1443), 1.02.2019
"Нейтральная полоса". Представление по песням и стихам Владимира Высоцкого. Постановка Игоря Славинского. Театральная мастерская Николая Рушковского.
У этого спектакля, который в конце прошлого года был сыгран в нашем Театре юного зрителя молодыми киевскими актерами, грустная предистория. Его готовили к 80-летию Владимира Высоцкого и сыграли премьеру как раз в разгар юбилейных мероприятий.
А через полгода не стало постановщика спектакля - народного артиста Украины Игоря Славинского, и в аннотации было написано, что ребята в Одессе будут играть еще и в память о "нашем педагоге, мастере и друге".
Но за три дня до приезда в наш город молодых артистов постигла еще одна потеря: ушел из жизни руководитель коллектива - народный артист Украины Николай Рушковский. Так что возникли обоснованные опасения; а смогут ли юные исполнители после таких потерь собраться и достойно представить детище своих ушедших педагогов, к тому же достаточно непростое в постановочном плане.
Опасения были и другого рода - творческого. Играть Высоцкого вроде как несложно: его песни и стихи имеют ярко выраженную актерскую природу. Но эта легкость - обманчива.
Да, многие песни Высоцкого представляются "самоигральными"; кажется, что перенести их на сцену можно без труда - есть сюжет, есть характеры героев, что еще желать артистам?! Но проблема в том, что в лучших песнях Высоцкого (так и хочется назвать их "мини-пьесами"; при всей избитости этого сравнения, оно мне кажется самым точным) - масса напластований, именно как в хорошей пьесе. А хорошие пьесы тем и отличаются, что в них самое выразительное - то, что гениально выразил Эдмон Ростан устами своего героя Сирано де Бержерака: "Я не слова, я - то, что за словами". А именно того, "что за словами" в песнях Высоцкого вдоволь, что требует от тех, кто берется воплощать их на сценических подмостках, "копания" до смысловых глубин.
Не говоря уже о том, что над любым, кто рискует исполнять песни Высоцкого, не может не довлеть его манера, но где же взять такой темперамент, такой напор, такую отдачу?!
К чести создателей спектакля, ребята не стараются подражать манере Высоцкого; поют как умеют, даже, скорее, не поют, а проговаривают тексты под гитару, а то и вовсе без аккомпанемента. Что роднит их с автором - так это полная отдача, с какой актеры выкладываются на сцене.
Спектакли начинающих артистов имеют свою прелесть, вне зависимости от результата. В них исполнители стараются не просто как можно лучше показать себя и понравиться зрителям (что свойственно любому актеру), но еще (а, может, даже главным образом) и тем профессионалам, кто придет смотреть их с целью привлечь для участия в каком-либо фильме или телесериале.
"Нейтральная полоса" - не исключение.
Молодая энергия исполнителей перехлестывает через рампу, вовлекая зрителей, и не поддаться этому напору можно только в том случае, если заранее ставить перед собой такую цель.
Конечно, может возникнуть вопрос: а почему выбран Высоцкий, чья слава гремела в те времена, когда родители большинства исполнителей были моложе их теперешних? Частично ответ дан в аннотации к спектаклю: "Его стихи и песни разрывали буквально наше общество изнутри. Сейчас если посмотреть на то время, когда создавались стихи, и сегодняшнее время, то больших различий нет. А стихи его мы можем найти на разные темы нашей жизни". В том числе, и на тему, которая, увы, стала особенно актуальной и чувствительной с весны 2014 года.
Герои этого представления - бойцы, которые укрываются в бункере, готовясь к выдвижению на боевые позиции. Комментарии, как говорится, излишни; тем более, что "военная тематика" у Высоцкого - из сильнейших.
Остается добавить, что в спектакле заняты (перечисляю так, как актеры и их герои названы в аннотации): Капитан "Ваня" - Alex Sugak; "Кок" он же "Кук" - Роман Щербак; "Кассандра" - Aleksandra Epshteyn; "Конь" - Kostya Stoyanchev; "Смотрящий" - Евгений Ковырзанов; "Зин" - Настас'я Зюркалова (Nastasya Zyurkalova); "Сестра" - Дарья Якушева.
"А на нейтральной полосе - цветы..." - поется в песне, давшей название постановке. И он, этот спектакль, своего рода "цветы" - памяти трех мастеров Театра - Владимира Высоцкого, Николая Рушковского и Игоря Славинского.
Александр ГАЛЯС.