Номер 03 (748), 28.01.2005
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Просьба не путать СТИХОДЖАЗ с СИМФОДЖАЗОМ! Хотя их роднит многое и, в первую очередь, авторство одесситов. Если СИМФОДЖАЗ это детище Леонида УТЁСОВА, то СТИХОДЖАЗ это результат особого мышления, эмоциональности и неувядающего жизнелюбия Феликса КОХРИХТА.
Честно говоря, меня не удивила появившаяся книга Феликса "ОЙКУМЕНА ОДЕССИТА". В ней он, в основном в стихотворной форме, делится впечатлениями от путешествий в страну фараонов, от "визита к Минотавру", от тщетного желания забыть Герострата, от города Данте и Беатриче, от донов и хамонов (хамон-испанский вяленный окорок). После того как однажды я оказалась на одном джаз-карнавале в зале рядом с Феликсом и слышала его крики и даже стоны по поводу удачной музыкальной фигуры, видела его бурные эмоции, меня трудно было бы удивить непосредственностью восторгов и восприятия увиденного в краю чудес. Чудес, которыми наше поколение в свое время восторгалось лишь в виртуальном варианте.
Недаром он для своей книги выбрал название, которое в переводе на русский язык звучит как восторженный вопль: "КРАЙ СВЕТА!!!"
Будучи оторванной Петербургом на 25 лет от Одессы и по молодости снобистски поклоняясь только классической музыке (хотя тайно в душе делала исключения для "Каравана" Дюка Эллингтона и шедевров Глена Миллера), я не знала, что в Одессе живет такой двинутый, нет, скажем поприличней, продвинутый в отношении джаза Феликс Кохрихт. Хотя, как выяснилось, о нем я могла услышать от знающих и уважающих его петербуржцев из джазовых кругов.
И ват теперь передо мной книга отчаянного джазофана Кохрихта "Ойкумена одессита", и я вижу, что это настоящий СТИХОДЖАЗ, импровизационный, неожиданный, эмоциональный, временами хулиганствующий, с синкопированными ритмами, с нежеланием находиться в постоянном плену у рифмы. Словом, настоящий джаз как свободное самовыражение свободного человека.
Книга открывается фотографиями автора, снабженными краткими стихотворными пояснениями типа: "Кто-кто?! Сфинкс в пальто!", уже дающими представление о том, что ожидает читателя.
Кроме забавных двустиший (часть из них посвящена пантеону египетских богов, как, например, "Соловей луксорский, славный ПТАХ, нас встречает с лилией в руках". Напоминаю, Птах это бог-творец). Так вот, кроме очаровательных двустиший, Феликс не гнушается и частушечной формы:
"Каллас мне привиделась,
А за ней Онассис...
В общем, с перепугу я
Испытал катарсис...
За неимением места, мы не можем привести более крупные стихосплетения, к которым Феликс переходит, войдя в раж от всего увиденного.
Так что нам остается только слегка хулиганствующему интеллигенту советской формации выставить полноценную советскую пятерку за эрудицию, за любовь к истории, к искусству, к жизни и за ту свежесть ветра дальних странствий, который веет от его книги.
Елена КОЛТУНОВА.