Номер 01 (1490), 16.01.2020

ДАЙ ЛАПУ, БУЛЬКА!

На малой сцене Русского театра состоялась премьера спектакля "С@ba.ka" по пьесе российского драматурга Валентина Красногорова. "Каждому из нас в жизни не хватает тепла и человечности, — пишется в аннотации к постановке. — Парадокс современного общества в том, что, подчиняя жизнь стремлению к комфорту и выгоде, мы разрушаем мир и сами страдаем от жестокости. Спектакль "С@ba.ka" — трогательная история о любви и преданности, которая поможет нам заглянуть в свою душу и найти ответ, как сделать мир добрее и чище".


Морализировать в современном мире со сцены — дурной тон. Режиссер спектакля, заслуженный артист Украины Михаил Дроботов, и не занимается морализаторством, не навешивает ярлыков, не лишает героев симпатичных черт, не ищет, в чем они плохи — в этом разберется зритель.

Весьма привлекательная работница ветстанции, названная в пьесе Женщиной (заслуженная артистка Украины Анна Фурдуй), напоминает популярный в советские времена типаж "сладкой женщины", белокурой мороженщицы, кондитерши, на худой конец, кассирши универсама. Но дама оказывается дизайнером, мастером по пошиву легкого женского платья, решившей круто изменить свою судьбу; ей надоело шить для капризных богатых клиенток, обычные женщины дорогу-то в ателье забыли.

Можно, однако, вывести девушку из ателье, но не ателье из девушки: даже на новом месте работы Женщина что-то строчит на машинке. Судя по тому "маленькому черному платью", в которое она спешно переоденется, дабы произвести впечатление на Мужчину, дизайнер она так себе. Изделие напоминает фартук горничной с оборками, только не белый, а черный. Привирает тетка, небось, ее сократили или даже просто попросили из ателье, — напрашивается вывод. Может, в ателье с мужским обществом была напряженка, не с кем познакомиться для создания семьи? Поезд-то не совсем ушел...

А появившийся на пороге ветстанции Мужчина (Андрей Сакара), как раз с поезда сошел, словоохотлив, импозантен, весьма обаятелен, и умеет этим пользоваться. Вот он и начинает охмурять Женщину изо всех сил, лишь бы избавиться от маленькой собачки, да еще и убедить самого себя, будто поступает хорошо.

Его послушать, так он прямо Мужчина мечты: положительный, работящий, сердобольный, бывшая жена просто не оценила (на самом деле, похоже, просто устала от его равнодушия). Заработки приличные, все-таки, рефмеханик на железной дороге. И чего ей не хватало?!

"МУЖЧИНА. Представьте, какая со мной приключилась занятная история. Сижу я дома, месяца полтора назад, делать нечего... Дай, думаю, схожу в магазин, возьму чего-нибудь этакого... Открываю дверь — и тут в квартиру вбегает щенок. Будто того и ждал. Сам коричневый, грудка белая, глазки умненькие, ушки висят — игрушка, да и только. Прелесть, а не собачка! Да что ее описывать — вот она, перед вами. Красавица, правда? Сначала я решил — брошенная. Потом смотрю — на бродячую непохожа. Ласковая, гладенькая, толстенькая — прямо супом пахнет. Ну, думаю, пока за ней не пришли, дай-ка я с ней поиграю. Напоил молочком, погладил, поласкал — а хозяина все нет. Тут я соображаю — а как ему догадаться, что собачка у меня? Иду на улицу, вешаю у входа в дом, у магазина и на остановке автобуса объявления — так, мол, и так, нашлась собака, спросить там-то. Возвращаюсь домой, жду — никого... Ну, подождал я немного и решил: раз за ней никто не идет, я ее пока вымою. Все-таки зверюшка неизвестная, с улицы... Наливаю в ванну немного теплой воды, ставлю туда щенка, а сам боюсь: вдруг начнет скулить и царапаться... Ничего подобного! Увидела воду, понюхала, полакала ее и стоит себе так спокойно, на меня смотрит. Я беру мыло, говорю: "Булька, дай лапу!". И, представьте себе, дает!"

И вот пришла пора Мужчине уходить в очередной рейс на три месяца, но с кем оставить Бульку, семьи-то нет... Так и хочется выкрикнуть из зала, да возьми щенка в рейс с собой, мил человек! Или найми за деньги (рефмеханики же хорошо зарабатывают!) кого-нибудь с проживанием, чтобы присматривал за собачкой. Может, этот Мужчина на поверку такой же рефмеханик, как Женщина — дизайнер. Тогда это многое объясняет...

Остается ожидать, что игривая Булька (молодая актриса Татьяна Грачик) тоже окажется не тем, чем кажется, и заговорит вдруг по-человечьему, либо зарычит басом. Но она врать не умеет, она настоящая! Текстовых реплик у Бульки нет, только эмоции. Веселая и игривая собачка (белая манишка на платьице — как белая грудка щенка боксера, тут с костюмом угадали) в какой-то момент начинает подозревать, что сейчас решается ее судьба, и в финале не исключен любой поворот, вплоть до физического уничтожения... Распахнутые глаза актрисы, стоны-поскуливания так натуралистичны, что дамы из публики хватаются за носовые платки... Сложную проблему так просто не разрешить, хозяин то и дело хватается за сигарету, но его останавливает строгий голос работницы ветстанции: "Здесь не курят!". Хотя и она сделает попытку закурить, с такой-то работой... Ведь время от времени ей все же приходится включать рубильник, тем самым умерщвляя невостребованных в течение трех дней собак. Вот вы бы променяли работу в ателье на такую должность?

Постановка получилась скорее о том, что самые человечные решения обычно ложатся именно на женские плечи, мужики накуролесят, самолюбие потешат и хлопнут дверью, а растить-кормить-выхаживать — слабому полу. Может, как дизайнер, наша героиня и не очень, а Женщина — очень даже, поэтому финал предрешен. Театр поставил спектакль еще и как социальный проект: во вкладыше к программке указаны реквизиты фондов, помогающим бездомным животным. Если люди изолгались, за что же тварям Божьим, искренним и бесхитростным, страдать? Пусть Булька поживет!

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.