Номер 01 (694), 09.01.2004
Развитие сети дорог и резкий рост общего числа транспортных средств породили целый ряд проблем, главная из которых дорожно-транспортные происшествия, когда получают травмы, а зачастую и гибнут участники движения.
Работа водителей очень трудна. Особенно осенью, в период дождей и туманов, а также зимой, при плохой видимости и в условиях гололеда. Но и в хорошую погоду самый опытный водитель не в состоянии мгновенно остановить движущуюся автомашину. После торможения автомобиль по инерции проходит десятки метров, иногда его заносит в сторону, особенно на мокром асфальте и в гололед. Это обязывает пешеходов быть предельно осторожными, не переходить проезжую часть перед близко идущим транспортом, не появляться внезапно на проезжей части дороги.
Если пешеходу для перехода улицы требуется 8-10 секунд, то автомобиль за такое же время проезжает 160-170 метров. Впечатление, что машина еще далеко, порой обманчиво. Безжалостная статистика утверждает, что при попытке перебежать дорогу перед близко идущим транспортом под колеса ежегодно попадает более 80 процентов пешеходов из числа пострадавших. Иногда транспорт сбивает нарушителя буквально в нескольких метрах от пешеходного перехода. Получается, что человек ради нескольких сэкономленных секунд рискует жизнью своей и того, кто находится за рулем транспортного средства.
Проезжая часть это рабочее место водителей. Пешеходам предоставлен тротуар. Там, где его нет, нужно идти по краю дороги навстречу движению транспорта. Это безопаснее, так как пешеход будет видеть приближающиеся к нему автомобили и сможет вовремя среагировать на опасность. Всего этого многие пешеходы не учитывают и часто нарушают Правила дорожного движения вследствие их слабого знания, личной недисциплинированности или отсутствия ответственности как за свою судьбу, так и за судьбу окружающих их людей.
Пешеходам-нарушителям автоинспектор делает замечание, предупреждая нарушения свистком, на грубых нарушителей составляет админпротокол. Однако самое страшное наказание пешеход-нарушитель получает тогда, когда попадает под колеса автомашины. Что ждет тогда горе-пешехода? В лучшем случае он попадет в больницу, где проведет несколько дней, а то и недель. А сколько волнений и забот для родных и близких! Ведь может случиться, что пострадавший на всю жизнь останется инвалидом.
Что же может произойти, если вы нарушили правила, внезапно выбежав на проезжую часть? Водитель, пытаясь избежать наезда, резко сворачивает в сторону, сталкивается со встречной машиной или ударяется о какое-либо препятствие, сбивает прохожих на тротуаре...
Теперь несколько советов для пешеходов. Во-первых, не переходите улицу на запрещающий сигнал светофора либо регулировщика: это запрещено Правилами дорожного движения, а также в этот момент водитель едет быстро и не ожидает появления посторонних на проезжей части. Поэтому даже если машины не видно, надо оставаться на тротуаре и подождать зеленого сигнала. Во-вторых, при переходе дороги необходимо идти быстрым, ровным шагом, так как при беге наблюдение за дорогой затруднено. Главное, надо внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и, конечно же, учитывая сигналы светофора или регулировщика.
Переходите улицу в местах, обозначенных специальной разметкой или информационно-указательными знаками "Пешеходный переход". Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому он снижает скорость, проявляет большее внимание. А что делать, если поблизости нет перехода? Тогда дорогу нужно переходить под прямым углом к краю проезжей части и там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Переходя дорогу наискосок, пешеход поворачивается спиной к машинам и может не заметить приближающийся транспорт. Кстати, в этом случае переход становится длиннее, а значит, и опаснее.
Правила необходимо не только знать, но всегда и везде неукоснительно их соблюдать.
Сергей ТОМАШЕВСКИЙ, инспектор службы профилактики Управления
ГАИ.