Номер 19 (1551), 15.07.2021

ОТ ГИМАЛАЕВ ДО ЮЖНЫХ МОРЕЙ

(Окончание. Начало в №№ 11–18.)

Средневековое нашествие мусульман сильно повлияло на культурное развитие Каши. Дело не только в разрушенных храмах и дворцах. В те времена здесь были библиотеки с большим фондом манускриптов и университеты с сотнями учащихся. В костры полетели древние рукописи. Были уничтожены многие индийские мыслители и носители традиций, знаний, культуры. Садху — эти аскеты и йогины — уходили в леса, жили в пещерах. Они полностью отрешались от мирского и через медитацию и познание бога шли к освобождению духа. Эти загадочные для нас персонажи и сегодня встречаются в Варанаси. Их чтут как святых. Им верят...


Университет Варанаси

Университет Варанаси занимает целый район. Здесь обучается больше 50 тысяч студентов. Факультетов множество. От традиционных до самых современных, связанных с новейшими технологиями. Мы въехали в утопающий в зелени университетский городок. По обе стороны дороги по ровной линеечке выстроились корпуса разных факультетов, общежития студентов и дома работающих в вузе преподавателей. Обучение большей частью платное. Можно выбрать разные формы учебы. В том числе с совмещением с работой. Можно прослушать один-два курса и получить документ о таком незаконченном обучении. Молодежь стремится найти свое место в сумбурной индийской действительности. Потому пробует себя в разных областях, ищет перспективные направления. Здесь совсем другой мир, очень отличающийся от старых кварталов и прибрежных гхатов. Повсюду спортивные площадки и места отдыха. Парни гоняют мяч. Группа студентов в специальной амуниции азартно играет в крикет — один из самых популярных в Индии видов спорта, который принесли сюда англичане и в котором индийцы считаются одними из лучших в мире.

Огненная пуджа
  

  Львиная капитель
— символ Индии

Но Ганг имеет большую силу притяжения. Тем более, что каждый вечер на набережных проходят церемонии поклонения священной реке. Ганга Аарти, или Огненная пуджа. Это не шоу, а религиозный ритуал. Но собирает он тысячи зрителей. Туристы, которые обитают в отелях с видом на реку, могут наблюдать за всем прямо с балконов или из окон своих жилищ. Мы жили в другом районе и заранее отправились к реке. К вечеру улицы были так запружены, что проехать на машине становилось почти невозможно. Нам предложили часть пути преодолеть на велорикше. Мы с дочерью еле уместились на сиденье. Щуплый, невысокий велосипедист стал с усилием крутить педали своего видавшего виды транспортного средства. Вокруг все гудело и клаксонило. Люди на мотоциклах и мопедах бесцеремонно протискивались сквозь толпу, велорикши явно мешали друг другу. Добавляла хлопот и кривая дорога с выбоинами и обломками плитки. Нас трясло и бросало из стороны в сторону. Благо скорость была мизерной. С горем пополам добрались до людных кварталов, что вблизи набережной, и дальше пошли пешком.


Зрители на церемонии поклонения Гангу

На берегу уже готовились к действу. Выставили помосты, посыпали их лепестками цветов. Река была плотно забита лодками, причалившими к берегу и ставшими вплотную друг к другу. Люди переходили по ним, как по шатким мостикам. Стемнело. Ярко светили только уличные фонари. В толпе мелькали полуобнаженные садху и баба-проповедники, персонажи с выбеленными лицами и в экзотических одеяниях. Наконец, вышли довольно молодые парни в ярких костюмах. Это специально подготовленные брамины, члены высшей варны индийского общества. Забили в барабаны. Ударили в колокола. Брамины стали производить синхронные выверенные движения, смысл которых наверняка понятен верующим. У них были наготове специальные лампады со смесью масла и камфары. Лампады зажгли. Парни выполнили ряд ритуальных движений. Пламя особенно эффектно смотрелось на фоне темного неба. Все это происходило неторопливо и длилось добрый футбольный тайм. Для церемонии поклонения священному Гангу центральным считают Дасашвамедх-гхат. Но подобные действа в то же время совершаются еще на нескольких гхатах неподалеку.

Гхаты Варанаси — действительно особое место. Здесь переплелись жизнь и смерть, беда и радость. На этих ступенях не только сжигают тела умерших, но молятся и гуляют, стирают, купаются, организуют массовые праздники и ритуалы. Притом что Ганг течет через сотни других населенных пунктов, именно в Варанаси он возведен в ранг божества.

* * *

Не индуистами едиными жив древний двухмиллионный город. На его окраинах находится местечко Сарнатх, где, по преданию, произнес свою первую проповедь Будда. Так называемый Олений парк — одно из четырех священных мест, связанных с Буддой. Само слово Сарнатх означает "повелитель оленей". Легенда гласит, что олень пожертвовал жизнью ради самки, на которую охотился царь. Тот был настолько тронут, что создал заповедник для оленей. Что касается Будды, то он пришел в Сарнатх по воздуху, чтобы найти своих былых товарищей и дать им учение. Те поначалу принимали его за обычного человека. В итоге Будда внушил им свои четыре благородные истины и предписал путь.


Паломники-буддисты

Сарнатх давно стал местом массового паломничества буддистов из разных стран. Мы видели стайки монахов с Тибета, группы женщин из Юго-Восточной Азии, других поклонников учения. Найдены подтверждения тому, что уже во втором веке до нашей эры в этих местах было много монахов. Сообщали, что на церемонии основания ступы Маха Тупа на Цейлоне присутствовали 12 тысяч монахов из Сарнатха! Путешественники тех времен описывали величественный храм стометровой высоты со статуей Будды в полный рост, а также каменную ступу, построенную царем Ашокой. Перед ступой стоял каменный столб, обозначавший место первой проповеди. К третьему веку Сарнатх стал важным центром искусства, к седьмому здесь насчитывалось больше трех десятков монастырей и школы для молодежи. В ХII веке большую часть построек разрушили мусульманские воины, и только в эпоху британской колонизации были проведены масштабные раскопки, вдохнувшие вторую жизнь в древний комплекс.


Ступа Будды

Сегодня в память о древних архитекторах осталась ступа Дхамек с ухоженным парком вокруг нее. Есть основания древних колонн и знаменитой ступы Ашоки. Здесь снова стали действовать монастыри буддистов со всей Азии, а найденные на раскопках экспонаты поместили в построенный специально для этого археологический музей. В залах много ценных предметов. Но, пожалуй, самой знаменитой считают Львиную капитель времен царя Ашоки, ставшую одним из символов Индии.

* * *

В начале своего рассказа об Индии я писал, что эту страну невозможно понять, если вы хоть немножко не вникните в суть ее религиозных традиций. Ибо вокруг них вращается жизнь большинства индийцев. Будь они сикхами или парсами, буддистами или поклонниками джайнизма, индуизма, ислама. Страна довольно веротерпима. Но все же на религиозной почве то и дело вспыхивают столкновения. Чаще всего с участием мусульман. Во время нашего приезда в Дели произошли столкновения молодых исламистов с полицией, а чуть позже радикально настроенные индуисты пошли громить кварталы, где преимущественно проживают мусульмане. Конфликт этот подогревается из соседнего Пакистана. Обе густонаселенные страны имеют ядерное оружие и то и дело угрожают им соседям. Грустная история с непредсказуемым продолжением.

Между тем огромная Индия развивается. Понятно, что полуторамиллиардный народ живет не одним только прошлым и вековыми традициями. Бурный рост населения в последние полвека привел к возникновению мегаполисов. Только городов-миллионников уже больше полусотни. В каждом из них трудно определить истинное количество жителей. Но такие полисы, как Бомбей, Дели, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор, входят в число крупнейших в мире. По разным оценкам, в каждом из них проживает не менее десяти миллионов человек, а в Бомбее и Дели — больше двадцати!

Наши моряки еще в советские времена регулярно заходили в индийские порты и хорошо знают такие крупные гавани, как тот же Бомбей (Мумбаи), Мадрас (Ченнаи), Калькутту. В последние десятилетия знаменитым стал Бангалор, который именуют индийской Силиконовой долиной из-за концентрации фирм и специалистов по высоким технологиям. Все так же привлекает туристов регион Раджастхан с центром в Джайпуре, где хранят традиции индийских махараджей и связанные с ними легенды.

Мне кажется, что Индия относится к тем странам, которые невозможно полностью узнать и о которых трудно рассказывать. Задайтесь вопросом: зачем люди обычно едут в Индию? Вы получите очень разные ответы. Есть те, кто стремится сюда для изучения йоги и пытается достичь гармонии тела и духа. Есть люди, верящие в целительную силу аюрведы и проводящие недели в специальных центрах по омоложению и очистке организма. Находятся любители банального пляжного отдыха, который предлагают многочисленные отели на Гоа в бывших особняках португальских колонизаторов, где сохранился колорит старой Европы. Кто-то готов углубиться в изучение буддизма, кому-то мил горный туризм и у него есть желание проникнуть на гималайские вершины. Кто-то пытается проехать по знаковым местам, где из фрагментов собиралась история страны и где можно увидеть неисчислимое множество совершенно уникальных памятников архитектуры минувших эпох. Все это Индия. Кстати, забыл упомянуть любителей очень своеобразной индийской кухни, насыщенной специями и натуральными продуктами, какие не встретишь в наших краях. Словом, туда стоит поехать. Несмотря ни на что.

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)