Номер 17 (1549), 1.07.2021

УЖ ЕСЛИ ЛЬСТИТЬ, ТО ЛЬСТИТЬ КРАСИВО

Пьер Миньяр при жизни пользовался громкой славой. Пройдя обучение в мастерской известного парижского художника Симона Вуэ, молодой человек отправился в Италию, где провел 22 года и даже получил у современников прозвище "Римлянин". В Риме Миньяр быстро приобрел популярность в художественных кругах. Он писал много портретов, но особенно были популярны его картины с изображением миловидных мадонн, которых называли "миньярд" — "нежные".

В 1657 году, по требованию Людовика XIV, художник вернулся на родину. Оставаясь под влиянием итальянского искусства, в своем творчестве Пьер Миньяр следовал доктрине так называемого "большого стиля", представляющий собой синтез барокко с классицизмом.

Деятельность Миньяра во Франции была удивительно разнообразной. Он писал и исторические картины, и аллегории, занимался монументально-декоративной живописью. Но наибольший интерес в наследии французского мастера представляют его портреты, благодаря которым он стал одним из самых любимых портретистов короля и придворной знати. Художник умел тонко польстить своим моделям. Изображаемые им в портретах люди, особенно женщины, всегда красивые, элегантные и изящные. Кроме того, они обладают умением "подать себя".

Одесский портрет "Юноши в латах" весьма показателен в этом отношении. Изображенный на нем молодой аристократ выглядит импозантно и эффектно, как и подобает представителю его состояния. Художник мастерски передает нежность лица юноши, которое контрастно выделяется на темном фоне. Как всегда в портретах Пьера Миньяра тонко передана фактура материалов: блестящих металлических лат, кружевного воротника и белого шарфа с золотыми кистями и кромками, цвет которых перекликается с медно-золотыми декоративными деталями лат. Изысканный гармоничный колорит портрета и живописная манера выдают руку художника— "рубенсиста", отдающего приоритет колориту в противовес насаждаемому в то время мнению о первостепенном значении рисунка.

Будучи противником Шарля Лебрена, главы Французской академии, Пьер Миньяр был отстранен от официальных должностей. Но после смерти своего соперника в 1690 году он, наконец, добивается всех титулов и званий, к которым так давно стремился. Миньяр становится первым живописцем короля, директором Мануфактуры гобеленов, возглавляет Королевскую Академию живописи.