Номер 20 (1509), 16.07.2020

И ЭТО ВСЕ О НЕМ...

О Михаиле Рыбаке вспоминают друзья, коллеги.

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ, журналист, вице-президент Всемирного клуба одесситов: "Десятки лет мы проработали вместе. В "Комсомольской искре", затем в "Вечерней Одессе". Миша Рыбак был улыбкой редакции. На нее нельзя было не ответить такой же дружественностью. Не раз вместе ездили в командировки. Одна из самых памятных для меня — в Белгород-Днестровский. Должен был поехать буквально на пару часов сам. Хотел увидеть раскопки у крепости. Но Миша предложил — поеду с тобой, так, как я покажу Аккерман, никто не покажет. Поездка была чудесная. И археология, и пушкинские места, и школа, где учился Миша...

Именно тогда он мне рассказывал о своих курсантских годах в училище, об эвакуации, где он мальчишкой уже работал. Миша был старше меня на шесть лет. Ему в годы войны было 13-14... В те времена при тех тяготах — взрослый человек. Это и сложило его характер.

Неунывающий человек. Трудоголик. Готовый всегда прийти на помощь другу.

Бывает, что фотокор специализируется в какой-то отрасли. Рыбаку были интересны и репортажи с производства, и театральные премьеры, но, конечно, его любимыми съемками были спортивные соревнования. Нетрудно быть болельщиком на футболе. Но как трудно при этом еще и интересно фотографировать. Помню, как в квартире мастера спорта, журналиста Алексея Иванова футбольные снимки Рыбака изучали, именно изучали Анатолий Колдаков и Алеша Иванов. Они помогали спортсменам точнее увидеть себя со стороны.

Бывал я дома у Рыбака. Книги. Фотографии. Типичная квартира интеллигента тех лет. Никакой роскоши. Все просто и функционально.

Тяжелые времена настали, когда Миша заболел. Инсульт. Но волевой характер — авиатор, спортсмен — позволил ему преодолеть болезнь. Миша и в редакциях был из тех редких фотокоров, кто умел писать не текстовки к снимкам, а репортажи. Заболев, оказавшись вынужденным быть дома, он начал писать фотоновеллы, рассказы, связанные с отдельными фотографиями... И ожили его встречи с Георгием Шониным, с участниками обороны Одессы, освобождения.

Он дружил с артистами. Семен Крупник консультировался с ним, как фотографировать. Юра Дынов просил сфотографировать все пушкинские места Одессы, Борис Зайденберг звал на репетиции...

Уже его не было, когда я делал большое интервью с народной артисткой Люсей Сатосовой. Нужна была фотография. Она перебирала их десятки, все не могла остановиться. А потом мне говорит: "Вы пока пишите, я пришлю вам завтра, должна найти; так, как меня фотографировал Миша Рыбак, никто лучше не смог".

Вот что значит благодарность настоящему фотографу".

Анатолий МАЗУРЕНКО, журналист: "Несмотря на разницу в возрасте, общение с Михаилом Борисовичем оказалось легким и крайне интересным. Его обаяние, как мне кажется, основывалось на доброжелательности. Что скрывать, по молодости каких только глупостей мы не совершали — Михаил Борисович никогда не прибегал к нравоучениям. Он практиковал другой метод: несколько вроде бы незначительных слов — и в твоей голове все становилось на место. Нужно сказать, что его продукция значительно отличалась от работ коллег. Фотокорреспондентов старой школы правильнее было бы называть фотографами. Подавляющее большинство снимков в газетах были постановочными. У Рыбака же чувствовался пульс времени — его ритм и энергия. Портреты его героев — это часть биографии, а не просто фото в семейный альбом.

Думаю, что секрет творчества Рыбака во многом основывался на широчайшем круге интересов. С ним можно было поговорить на любую тему: экономика, медицина, культура, спорт. У кого, как не у Борисыча, можно было узнать, где и когда намечается театральная премьера, к какому врачу лучше обратиться со своими проблемами, у кого из знаменитых земляков намечается юбилей? И футбол! Он по именам знал всех футболистов "Черноморца" — от ветеранов до дублеров, его уважали и ценили игроки и тренеры союзных грандов. А какой интуицией обладал! Никогда не забуду, как перед каким-то матчем Рыбак заявил: "Сегодня Стрижаков забьет гол". И Стрижаков забил! Можете мне поверить: таких случаев было немало".

Юрий РАБОТИН, председатель Одесской региональной организации Национального Союза журналистов Украины: "Что всегда особенно привлекало мое внимание в работах Михаила Рыбака, так это его умение видеть в кадре не просто человека, а личность. Фотографировать умеют многие, тем более, что сейчас это проще простого. Но мало кому дано передать в фотоснимке внутреннее содержание человека, каким бы родом деятельности тот не занимался. Меня радует, что сын Михаила Борисовича Аркадий унаследовал это умение от отца. Чему свидетельство — его фотовыставка в галерее "АртОдесса" в Летнем театре Горсада.

У меня в домашнем архиве тоже есть снимки Михаила Рыбака, я храню их в альбоме. Его фоторепортажи — это фотолетопись истории Одессы и Украины, всего бывшего советского пространства. Он был Мастером с большой буквы.

Последнее мое воспоминание о Михаиле Борисовиче — грустное. Мы пришли к нему домой, когда он серьезно заболел. Что болезнь очень серьезная, я понял, когда он вдруг попросил, чтобы когда его будут хоронить, позаботились о венке из живых цветов. Я был ошеломлен, до такой степени эта просьба не соответствовала характеру этого человека, всегда активного, неспокойного, всегда в поиске новых сюжетов. И когда он ушел из жизни, я поехал на Привоз. Оказалось, что в тот день на всем рынке нашелся лишь один венок из живых цветов. Но мы исполнили просьбу Михаила Борисовича".

Анатолий ВЕНГРУК, редактор газеты "Моряк Украины": "Михаил Рыбак запечатлел эпоху, в которую жил. Он знал свое дело и был вхож в любое общество. Умел ладить со всеми, знал все "русла" и "подводные камни", умно маневрировал. В общем, это был профессионал высочайшего класса".

Владимир РУТКОВСКИЙ, писатель, лауреат Национальной премии им. Т. Г. Шевченко: "Миша мне запомнился очень позитивным человеком. Где бы не пересекались наши журналистские пути, он все время улыбался. На его улыбку невозможно было не ответить улыбкой. Я много раз видел его в работе, и у меня сложилось впечатление, что сам процесс фотографирования был для него святым. Он был энтузиастом своего дела. Таких людей в любой профессии немного".

Юрий ОВТИН, писатель: "Прекрасный фотожурналист и человек Михаил Борисович Рыбак останется в памяти многих наших земляков благодаря тысячам своих фотографий, запечатлевших многогранность нашего города, и фотопортретам одесситов, своим трудом прославивших Одессу.

Худощавый, с длинными, как у художника, зачесанными назад темными волосами, горящими глазами и пульсирующей энергетикой, с неизменным фотоаппаратом с большущим объективом на груди — таким он навсегда запечатлелся в моей памяти.

Мы довольно быстро подружились, особенно после того, как Михаил узнал, что я в свое время работал на авиаремонтном заводе, где ремонтировал генераторы воевавших во Вьетнаме МИГов.

Больше всего мы встречались с Михаилом Рыбаком на футбольных матчах с участием "Черноморца". И с кем бы ни играл "Черноморец", Михаил, невзирая на погоду, находился за линией ворот наших соперников в ожидании запечатлеть забитый в их ворота гол и лишь в перерыве между таймами забегал в ложу для прессы выпить чашечку горячего кофе.

Однако сказать, что Рыбак фокусировал объектив своего фотоаппарата только на футболистах, было бы несправедливо.

Его фотогероями является целая галерея одесских спортсменов, добившихся высоких результатов на самых престижных соревнованиях — Олимпийских играх. Это и гимнастка Маргарита Николаева, и десятиборец Николай Авилов, винтовочник Яков Железняк, велогонщик Владимир Семенец, волейболист Георгий Мондзолевский и многие-многие другие выдающиеся одесские спортсмены.

А каким человеком был Михаил Рыбак?

В дружеских застольях ему, как рассказчику, не было равных. Он знал много интересных и удивительных историй, и его можно было слушать часами. Чего только стоили его проникновенные рассказы о судьбах Юрия Макарова, перешедшего на работу из "Вечерки" в Москву, в газету "Известия", а затем ставшего собкором "Известий" в Нью-Йорке, или Геннадия Швеца, пресс-атташе олимпийской сборной РФ, или Семена Лившина, редактора всеамериканской юмористической газеты "О’Кей", и о других "вечеркинцах", которых судьба разбросала по земному шарику...

У меня осталось много сделанных им фотографий. И, пересматривая свой фотоархив, я всегда безошибочно выделяю их из множества других".