Номер 04 (1493), 6.02.2020

У ТАЛАНТА НЕТ ГРАНИЦ

Трёхкратный чемпион мира по степу и кандидат филологических наук, тренер и лектор, хореограф и прозаик... И все это — один человек. Трудно поверить? Ну тогда познакомьтесь с историей жизни Сергея Остапенко.

Страсть к чтению и танцам возникла у него почти одновременно — в три года. Сергей вспоминает, что первой книжкой, которую он "осознанно прочитал", была пушкинская "Сказка о попе и о работнике его Балде". Так же сильно впечатлило мальчика выступление Майкла Джексона, которое я увидел по телевизору.

— Однажды, когда моя семья гуляла в парке Горького, возле кинотеатра "Москва", я неожиданно взобрался на сцену и начал танцевать, — с улыбкой рассказывает Сергей. — Сам я этого не помню (слишком уж маленький был!), но родители утверждают, что за считанные секунды я собрал вокруг себя толпу зрителей, устроивших мне овацию. А впервые на уроке хореографии я оказался в детском центре "Вундеркинд". Потом была Одесская хореографическая школа и студия степ-танца Алексея Гилко "Умелые ноги". Я очень много тренировался дома, постоянно барабаня ногами в пол, что, конечно, не вызывало восторга у нашей соседки снизу — 90-летней старушки, которая, почти полностью утратив зрение, тем не менее сохранила прекрасный слух. Каждое утро она поднималась к нам и просила родителей меня унять. Мама обещала, но естественно, ничего со мной сделать было нельзя. Ведь степисты ногами танцуют ритм собственного сердца!

Сергей Остапенко — обладатель трёх золотых медалей чемпионатов мира и двух золотых наград европейских первенств по степу. А сейчас уже его ученики завоёвывают медали престижных международных соревнований: Дарья Ступко, Владислава Когут, Анастасия Авраменко, Анастасия Павлишина, Кристиан Скиданович, Роман Добров и др.

— Я как максималист всегда хочу многого и всего, притом — сразу, — признаётся Сергей. — Поэтому уже в 14-летнем возрасте я начал преподавать, впоследствии основав свой собственный степ-коллектив "Nikomo Tap Studio".

Сергей также преподаёт степ в хореографическом коллективе "Студия-117", известном своими искромётными выступлениями. В сотрудничестве с Игорем Ткачуком и Юлией Биневской он подготовил постановку, объединившую степ-танец и игру на барабанах. С этим номером коллектив объездил всю Европу. Преподаёт он и в народном художественном коллективе — ансамбле танца "Браво", который под руководством Оксаны Ливановой не раз завоёвывал призовые места на международных и всеукраинских фестивалях.

В беседе возник вопрос, насколько сложно жюри оценивать уровень профессионалов и присуждать победу на соревнованиях по степу, если учесть, что в искусстве нет таких четких критериев, как в спорте.

— Мастера видно сразу. Впрочем, как и новичка, — ответил Сергей. — Сложности в оценивании возникают тогда, когда между собой соревнуются степисты одинакового технического уровня, но разные по стилю. Тогда итог конкурса во многом зависит и от субъективного восприятия судей, от их жанровых предпочтений. Я сам неоднократно судил чемпионаты и не понаслышке знаю, насколько это волнующе и ответственно — оказаться в жюри.

Активная спортивно-танцевальная биография Сергея Остапенко прервалась на три года, когда в 2006-м он поступил на филологический факультет ОНУ им. И. И. Мечникова. Факультет выбрал по призванию, ибо хотел исследовать творчество Достоевского, Платонова или Бродского. Но его научный руководитель Н. В. Сподарец предложила тему, которая оказалась интересной им. И кандидатскую диссертацию Сергей защитил по творчеству Мандельштама. Но дальнейшие его научные изыскания связаны со степом.

История развития этого танцевального направления пока что исследована слабо. Знатоки утверждают, что предки степа — ирландская джига и африканские танцы с их характерным синкопированным ритмом, скользящими и шаркающими движениями. Степисты являются не только танцорами, но и музыкантами, где музыкальный инструмент — это ноги. Степ (tap dance) — это способ самовыражения. Как джазовые музыканты в импровизации, так и танцоры выстукивают тот ритм, который им подсказывает их настроение, биение сердца и ритмы жизни. Легенды донесли удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нёс определённую информацию.

Наиболее же популярная версия заключается в том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на Американском континенте. Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего исходящие из ирландских и африканских традиций. В конце XIX — начале XX века этот танец обретает популярность во всем мире. Но, как ни странно, при такой уже достаточно давней истории и широком распространении степа в Украине, единственной книгой, посвящённой степ-проблематике, является монография Сергея Остапенко "Введение в степологию".

— В этой работе исследованы теоретические аспекты степа, прослежена его эволюция от древнейших времён до начала XXI века, — рассказывает автор. — Отдельный раздел посвящён выдающимся одесским степистам. С удовольствием отмечу, что первый тираж книги (пусть и небольшой) полностью разошёлся за несколько дней, поэтому пришлось готовить второе издание — исправленное и дополненное.

Работа в этом направлении логично привела Сергея Остапенко в идее подготовить докторскую диссертацию. Чем он и начал заниматься. И навыки литературоведа пригодятся в полной мере, ибо законы творчества в основе своей одинаковы, чем бы человек не занимался — наукой, танцами, сочинением стихов...

Кстати, о стихах. Коллеги-поэты утверждают, что Сергей пишет, как танцует — в его стихах прослеживается ритм степа.

 

Я живу в рассеянном свете

чужих восторженных душ.

Я живу в невнятном лете

вкуса переспелых груш.

Я живу в поцарапанной ленте:

по кругу — кадр; кадр — круг.

Я живу, как герой сочинённой легенды:

оставленный дома включённый утюг.

Всё — не моё. Теряюсь. Я — дух?

Или кто? Зависимый ангел?

Остаточный след неудавшихся прух?

Тюбик без клея? Запаска на флангах?

Я и рад бы... Рад бы! Но не в силах.

Объятья чистых рук сметут долой острог

и смоют всё, что было,

всё, что я прожить не смог.

И привычный сигнал — контуры слов.

Приветствия слово — смех хрусталя.

Хрусталь — словно дом, единственный кров,

где пат невозможен, — хоть убей короля.

И голос будет. И лик озарится.

И ноты польются. И буду я там.

Я начну понимать и видеться в лицах

и, может, — даже, — читать по слогам.

 

Кроме поэтического сборника, два года назад Сергей Остапенко выпустил книгу "Четырёхчастные рассказы".

— Каждое произведение в этом цикле состоит из четырёх частей, отсюда и название, — объясняет автор. — Число "4" в моей первоначальной задумке обозначало число всадников Апокалипсиса. Впоследствии эту идею пришлось забраковать, но отказаться от "четвёрки" я был уже не в силах.

Из всех произведений, составивших книгу, наиболее интересно сложилась судьба рассказа "Макс и Ло" — им вдохновился многократный чемпион мира по спортивным танцам Валентин Лукашов. Известный одесский хореограф предложил Сергею создать одноимённый танцевальный спектакль, в рамках которого история любви Макса и Ло повествовалась бы одновременно на языке модерна и степа.

— Премьера нашего спектакля состоялась в актовом зале моего родного университета, — рассказывает Сергей Остапенко. — Главные роли исполнили два степиста (я и Владислава Когут) и два модерн-танцора (Валентин Лукашов и Виктория Быкова). Это история любви и сумасшествия, рассказанная на разных танцевальных языках. Спектакль создавался полгода. Мы все заняты в разнообразных проектах, поэтому время для постановки удавалось выкраивать лишь поздно ночью. Но результат превзошёл все наши ожидания!

Что ж, уважаемые читатели, надеемся, вы поверили в то, что один человек может добиваться успеха даже в том, что кажется трудносовместимым. Разумеется, при наличии талантов, целеустремленности и трудолюбия, коих нашему герою не занимать.

Александр ГАЛЯС. Инна ИЩУК.