Номер 3 (1443), 1.02.2019

ЛЕДЯНОЕ ЧУДО
"НОЧИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ"

Трудно представить историю более украинскую по духу, атмосфере и сюжету, чем гоголевская "Ночь перед Рождеством" из цикла рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки". Знакомый и родной сюжет ожил в Одесском Дворце спорта.


Поначалу мне было боязно идти на премьеру мюзикла на льду "Ночь накануне Рождества". Ведь в гоголевской истории столько магии и волшебства, что кажется, будто передать их без всемогущей руки кинематографа попросту невозможно: несравненная Солоха собирает звезды на небе, Черт крадет месяц, вареники сами собою прыгают в рот колдуну Пацюку, а кузнец Вакула летит на черте до самого Петербурга... Театральные условности, как бы хороши ни были постановщики, напрочь убивали все чудеса. Но уже после первых минут шоу стало ясно: ни одна постановка не была хороша просто потому, что истинное место для такого зрелища - здесь, на ледовой арене Дворца спорта.

И через многие десятилетия история, рассказанная острыми лезвиями коньков, осталась все такой же близкой и понятной зрителю. Хоть она и претерпела некоторые изменения, но выглядело это не как дань моде "осовременивать" все подряд. Изменения внесены бережно, с хирургической точностью, помогая истории стать не просто близкой - проникнуть под кожу, стать понятной для самых-самых маленьких зрителей. Современному ребенку трудно понять, что такое "кузнец", почему этот человек так важен, что к нему тянутся за помощью со всей округи? А вот автослесарь, да еще и дизайнер по совместительству - понятный и современный образ. Попадание точное: что кузнец, что нынешний мастер выполняют одну и ту же работу, только современный Вакула "подковывает" и чинит не конские копыта и телеги, а автомобили. И так нежно, сохраняя самую суть, обошлись со всеми изменениями в классическом сюжете; не искажая, а подчеркивая актуальность истории, разворачивающейся перед глазами: будто хутор этот сказочный, с чертями и ведьмами, совсем рядом, стоит только вырваться из шумного города.

Немалую роль в этом сыграло музыкальное сопровождение - ни одна, даже самая прекрасная фонограмма не способна передать всю красоту звука так, как это сделали HARDY Orchestra, заняв вместе с вокалистами небольшую площадку на льду. Музыка звучала беспрерывно: современные популярные украинские треки перемежались потрясающими оркестровыми обработками народных песен, вдыхая в действие жизнь. В этих мелодиях вся суть украинского Рождества: в причудливом хитросплетении Потапа и Насти с традиционным "Щедриком", в смене колядок ("попсы" старой) и новой поп-музыки, в постоянном обогащении культуры и верности традициям.

Но, конечно, все эти чудеса были бы невозможны без главных исполнителей - фигуристов. Не на всяких соревнованиях можно увидеть такую страсть и актерское мастерство, с которыми они выходили на лед: от самых именитых - призеров чемпионата Украины до самых маленьких, у которых не то что медали - школа еще впереди. Но не только харизмой блистали исполнители в тот сказочный вечер: кроме привычных для ценителей фигурного катания головокружительных серий прыжков, дорожек, поддержек и вращений, зрителям продемонстрировали и танцы на льду, и умопомрачительную акробатику. Гопак сам по себе исполнить дано не каждому, слишком много трюков и сложных прыжков (в том числе через голову на руки) в традиционной украинской пляске: зрители же могли увидеть это на ледовом покрытии и на каждом таком элементе сердце пропускало удары. Не от страха - от восхищения и гордости.

К сожалению, каким бы весельем ни были наполнены массовые сцены (в которых участвовали до 40 человек одновременно) и каким бы чувственным психологизмом ни наполнялись индивидуальные и парные номера, всему приходит конец. Главные герои воссоединились, массовые гуляния захлестнули хутор, а шоу закончилось, оставляя зрителей ждать новых, потрясающих воображение постановок.

Тамара ГЛАДКАЯ.