Номер 25 (1418), 27.07.2018

ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНИЯ КИНОШНОГО ЛЕТА

Девятый Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ-2018), вручив призы и награды, благополучно перешел в разряд истории.

Десятки тысяч участников, почетных гостей фестиваля и просто одесситов с гостями города воспользовались возможностью увидеть новые фильмы, еще не выложенные на Ютубе, а также увидеть живьем известных мастеров экрана и даже, если повезло, пообщаться с ними и сделать селфи на память. Наверняка среди них были и наши читатели, хотя, нетрудно предположить, что явное меньшинство. А большинству читателей мы предлагаем узнать, какими мыслями и новостями делились с журналистами и зрителями "звездные" гости Одесского кинофестиваля.




ЭРИК РОБЕРТС:
"Я ПОДАРИЛ МИРУ "КРАСОТКУ""

Для справки. Эрик Энтони Робертс (родился 18 апреля 1956, Билокси, Миссисипи, США) - американский актёр кино и телевидения, номинант на премии "Оскар" и "Золотой глобус". Старший брат актрисы Джулии Робертс, снискавшей популярность после фильма "Красотка". Снялся в более чем 400 кинолентах. Специальный гость ОМКФ-2018.

"Мой путь в кино начался с фильма "Цыганский барон", потому эта картина мне очень дорога. Я тогда прошел пять прослушиваний, прежде, чем меня утвердили на роль. Я очень хотел получить эту роль, хотя должен признать, что получил ее не потому, что был лучше всех других претендентов. Просто быть актером - это оказаться в нужное время в нужном месте".

"Я неплохой актер, но это только потому, что я очень много работал над собой. Я очень люблю процесс подготовки к роли. Мне обязательно нужно 72 часа для того, чтобы потом хорошо сыграть. Но бывают проекты, где у меня есть всего 10 часов. Тогда получаются роли, после которых зрители говорят: "А что же случилось с Эриком?!"

"Мне довелось поработать с Бобом Фоссом. Он был моим идолом. Боб умер вскоре после того, как мы с ним работали, так что я считаю себя счастливчиком, поскольку успел побывать на одной площадке с таким человеком. Боб Фосс - гений. А гении, они другие, чем мы с вами, и нам никогда не понять их уровень мышления".

"С сестрой Джулией мы не можем друг другу завидовать. Во-первых, она младше меня на 10 лет. Во-вторых, она женщина, так что мы с нею никогда не могли претендовать на одни и те же роли. Поэтому нельзя говорить о каком-либо соперничестве. У нас совсем разные карьеры. Конечно, как в любой семье, мы можем ссориться-мириться. Такое случается на каждом шагу между братьями и сестрами. Но я не устаю повторять: многое из того, что мне пришлось пройти в начале карьеры, ей уже не нужно было делать - просто потому, что она могла пользоваться моим опытом, Так что можно сказать, что я подарил миру Джулию Робертс".

"Я люблю играть плохих парней. Если вы играете плохого парня, то это значит, что у вас будет самая лучшая одежда, лучшие диалоги, лучшие девчонки и машины. И вы обязательно умрете. О чем еще может мечтать актер?!"

"Актерство - это профессия, которая дает возможность развиваться. Я очень люблю домашнюю работу. Благодаря актерству мне довелось многое прочитать. А я еще с детства запомнил, что книги - это главный источник мудрости. Хотя сейчас этим источником стал iPhone".

"Я встречал за свою жизнь многих людей многих национальностей. Потому могу уверенно сказать, что у людей одной национальности есть много схожих черт. И мне очень импонируют украинцы. Вы любите вкусно поесть, вы любите выпить и любите вечеринки. Это все то, что я люблю. Это все то, что я и сам бы делал все время, если б мог. И при этом, что самое главное, украинцы очень благородные люди. Очень".

НАОМИ КАВАСЭ:
"Я МЕЧТАЛА ПОЛУЧИТЬ МАШИНУ ВРЕМЕНИ"

Для справки. Наоми Кавасэ - специальный гость ОМКФ-2018, японский режиссер и сценарист, которая в 1997 году стала самой молодой обладательницей "Золотой камеры" Каннского кинофестиваля за первую полнометражную работу "Сузаку". Десять лет спустя она вернулась в Канны с фильмом "Траурный лес" и получила Гран-при. В 2013 году Кавасэ стала первым японским режиссером - членом жюри основного конкурса Каннского кинофестиваля.

"Я занималась баскетболом в спортивной школе. В старших классах необходимо было выбрать свой будущий путь. Мне предложили спорт, но я хотела заниматься тем, что можно было бы делать до конца своей жизни. Именно так в моей жизни появилось кино".

"Я мечтала получить машину времени и вернуться в те моменты, когда я чувствовала себя весело и беззаботно. Кинокамера помогла мне сделать это".

"Я никогда не видела своего отца, потому решила снять видео о том, как впервые его встретила. Ленту "Объятия" я сняла, когда мне было 23. Благодаря этой работе я набралась смелости, которой мне не хватало для встречи с папой".

"В моей последней картине "Видение" снимается Жюльет Бинош. Я встретила ее на Каннском кинофестивале и предложила сыграть роль в моем фильме. Она согласилась и приехала в Японию. Ради съемок Бинош находилась шесть недель в горах".

"Мой фильм "Красный цветок Луны" - о легенде, в которой рассказывается о волшебном растении. Главная героиня приезжает в горную деревушку в поисках этого растения. Герои фильма узнают, что растение обладает целебными свойствами и способно излечить душевную боль. Однако все задаются вопросом: неужели возможно, чтобы растение исцеляло душу?".

"Документально кино помогает мне делать жизнь богаче, а насыщать ее и делать по-настоящему интересной - игровые картины. Поэтому я снимаю такие фильмы в соотношении 50/50".

"Оператор для меня - это человек, который играет очень важную роль в создании фильмов. Неважно, есть ли у него большой опыт. Самое главное, чтобы была связь между нашими сердцами".

ДЕНИ ЛАВАН:
"В ФИЛЬМАХ МОЛОДЫХ РЕЖИССЕРОВ
Я ЧУВСТВУЮ НАСТОЯЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО"

Для справки. Дени Лаван (род. 17 июня 1961 года) - французский актёр, прославился сотрудничеством со знаменитым режиссером Леосом Караксом; сыграл главные роли в таких картинах, как "Парень встречает девушку", "Дурная кровь", "Любовники с Нового моста" и другие. На Одесском кинофестивале Дени Лаван представил фильм "Ночь пожирает мир" (режиссер Доминик Роше).

"Актеры немого кино произвели на меня большое впечатление. Будучи ребенком, я восхищался Чарли Чаплином. Я пересмотрел все его фильмы, меня очень веселили его персонажи. Когда в первый раз я увидел Чаплина, то сказал: "Хочу быть как он". Чарли Чаплин произвел на меня такое же впечатление, как и стихи Артюра Рембо".

"У нас с Леосом Караксом особые отношения - как создателя и скульптуры. Я - создание творца. Мы почти не говорим, понимая друг друга без слов".

"Я больше театральный актер, а не актер кино. В театре я могу прочувствовать своего героя. Это меня очень обогащает".

"Роль месье Дерьмо в трилогии "Токио!" - это воплощение всех тайных фантазий и страхов многих людей. Для меня было большим счастьем и удовольствием сыграть именно этого персонажа. Была у нас такая идея, чтобы месье Дерьмо оказался в Одессе, чтобы он вылезал из канализационного люка этого города, но пока что этот герой живет только в Париже и Токио".

"Не я выбираю фильмы, а фильмы выбирают меня. Кино, которое мне не по вкусу, ко мне не "приходит". Для меня самое главное в выборе картины - это любознательность. Мне должно быть интересно играть роль".

"Мне интересно сниматься в фильмах молодых режиссеров даже бесплатно. Там я чувствую настоящее кино и творчество".

"У меня нет методики, как готовиться к роли. Каждая роль для меня особенная, и важно найти что-то в персонаже, чтобы "зацепиться" и понять его. Я смотрю на глубину и действия героя, чтобы осознать его эмоциональную нагрузку. Тогда я могу понять персонажа через движение и слово".

ГУННАР БЕРГДАЛ:
"НАШИ ОТНОШЕНИЯ С БЕРГМАНОМ
СТРОИЛИСЬ НА СТРАСТИ К КИНО"

Для справки. Гуннар Бергдал - шведский кинокритик и режиссер, был директором Гётеборгского кинофестиваля. На ОМКФ-2018 представил свой фильм "Ингмар Бергман: Интермеццо", приуроченный к 100-летию выдающего мастера кино Ингмара Бергмана.

"Это большая честь быть здесь и говорить о Бергмане в его день рождения. Теперь по всему миру мы таким образом празднуем продолжение его жизни".

"Когда я работал директором Гётеборгского кинофестиваля, то решил пригласить Ингмара Бергмана в качестве президента. Тогда мне все говорили, что это невозможно, ведь он был совершенно непубличным человеком. Однако, когда я все же спросил его, он согласился, но только при одном условии: он никогда не будет приезжать на этот фестиваль".

"Мы стали друзьями по кинематографу. Наши отношения с ним строились именно на страсти к кино".

"В начале 1960-х он хотел провести съемки фильма "Зеркало" в тихом месте на островах в Атлантике, но продюсер сразу ответил, что это будет слишком дорого. Тогда я предложил остров Форе, который находится посреди Балтийского моря. Это место ни на что не похоже. Там очень спокойно и тихо, и ему там очень понравилось. После использования локаций для съемок он там построил собственный дом с кинотеатром, где поселился жить".

"Если бы мне пришлось выбирать один фильм Бергмана, я бы выбрал "Персону". Это очень интересная лента. Когда эта картина вышла, ее считали полной катастрофой, она была неуспешной. Кто захочет смотреть фильм о немой актрисе, да еще и черно-белый, когда уже появились цветные киноленты? Но эта картина - прекрасная катастрофа. Она стала наиболее пересмотренным шведским фильмом в мире. "Персона" - это разрушение стен и границ в кино".

"Бергман говорил: "Написание книг - это моя работа, кино - это моя жена, а театр - это моя любовница".

"Самое главное, чему мы можем научиться у Бергмана, - это никогда не прекращать борьбу за художественную и собственную свободу".

"Бергман очень жалел, что в кино, по его мнению, рано появился звук (в 1920-х годах). В своих работах он был сосредоточен в первую очередь на картинке".

"Ингмар всегда был безразличен к критике, но он не был равнодушным к актерам, ведь они очень уязвимые люди. Для человека, который снимает кино от сердца, отношения с актерами можно сравнить с отношениями с детьми. И когда кто-то говорит что-то неприятное о вашем ребенке, то, конечно, вы очень сильно реагируете".

АНДРЕЙ АЛФЕРОВ:
"ВО ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ XХ ВЕКА ВСЕ,
ЧТО БЫЛО СВЯЗАНО С КИНО,
ПРЕЗИРАЛИ И НЕ ВОСПРИНИМАЛИ"

Для справки. Андрей Алферов - украинский кинокритик. На ОМКФ-2018 провел мастер-класс "Большая прогулка французским кинематографом" (от агентства MoreKino).

"Во Франции в начале XХ века понимали и уважали театр и литературу. Поэтому все, что было связано с кино, в том числе работу первопроходцев - братьев Люмьер - презирали и не воспринимали".

"В 1902 французский режиссер Жорж Мельес начал снимать свои фильмы, построил киностудию, где ставил первые киноэксперименты и создавал первые спецэффекты. После этого ход истории французской киноиндустрии изменился".

"Картина Жана Ренуара "Правила игры" (1939) поистине шедевральная работа, которой в наше время восхищается Вуди Аллен. Однако в историю Ренуар войдет как автор фильма "Большая иллюзия". Это история о вымирающей аристократии, которая не находит места в послевоенной реальности".

"Дети Райка" (1945) - история о преступниках, которые работают в маленьком театре. Там стираются границы между игрой и реальной жизнью. Для съемок этой картины были построены декорации, которые достигали четырех километров. Фильм стал блокбастером и занял важное место в истории французского кино".

"В 1950-х годах фильм Анри-Жоржа Клузо "Дьяволица" стал переломным для французского кино и начал эпоху триллеров".

"Если первая половина 1950-х годов принадлежала Клузо, то вторая - "новой волне". На французских экранах появились две иконы - Ален Делон ("На ярком солнце") и Бриджит Бордо ("И создал Бог женщину")".

""Шербургские зонтики" - это история цвета и музыки. Фильм "Ла-Ла-Ленд" во многом опирался на эту работу. Сейчас эта картина - источник для вдохновения и расширения своей палитры для многих современных авторов".

"Криминальная лента "Подземка" Люка Бессона зажгла новые звезды, среди которых оказался актер Жан Рено".

"В конце 1980-х годов была снята романтическая картина "Любовники с нового моста" с Дени Лаваном в главной роли. Фильм вышел в начале 1990-х, а режиссер ленты - Леос Каракс создал собственный узнаваемый почерк".

"В XХI веке фильм "Амели" Жана-Пьера Жене создал настоящую революцию в мире кино. Это история предметного мира, где существует фантазия и нет места для горя. Эта картина сделала настоящей звездой исполнительницу главной роли Одри Тоту. Лента одновременно вернула зрителей к первозданному французскому кино и дала ему свежее дыхание".

Подготовил Александр ГАЛЯС.

Использованы материалы,
предоставленные пресс-службой ОМКФ-2018.