Номер 09 (1353), 17.03.2017

БИЗНЕС-ДОРОГА В ЕВРОПУ:
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К РЕЗУЛЬТАТАМ

Восемь лет назад семья Токаревых создала с друзьями из России совместное сельхозпредприятие. Основную часть продукции экспортировали в РФ. В 2104-м - по понятным причинам - СП пришлось закрыть. Попытки переориентировать производство на европейский рынок успехом не увенчались; требования к качеству продукции в ЕС несоизмеримо выше.

- Нас в Европе никто не ждет, - уверенно заявляет директор теперь уже бывшего СП, который позвонил в редакцию после выхода одной из наших статей, посвященных вопросам евроинтеграции. - Там для наших товаров преграды еще круче, чем во времена "железного занавеса". Что бы вы ни писали о "прелестях" Евросоюза, а российский рынок нам ничто не заменит.

Чего греха таить, подобная точка зрения в нашем регионе достаточно распространена. Всего четыре года назад, согласно данным группы "Рейтинг" и КМИС, 58 % жителей Одесской области высказывались за вступление в Таможенный Союз, и лишь 25 % отдавали предпочтение ЕС. Нынче ситуация несколько изменилась, тем более, что уже больше года действует Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Европейским Союзом, облегчившее доступ отечественных товаров и услуг на рынки европейских стран. Но уж больно засели в головах многих наших земляков стереотипы, и аргументы вроде того, который выдвигает семья Токаревых, находят отклик у других предпринимателей. Хотя, как показывает практика, "евроскептики" чересчур "сгущают краски".


ВЫИГРЫВАЕТ КРЕАТИВ

- Существующий стереотип, что, дескать, "в Евросоюзе нас никто не ждет", опровергается примерами тех, кто стремится добиться своей цели, - говорит Сергей Холодов, член наблюдательного совета Украинского бизнес-клуба Develop Your Business (DYB). - Нас никто нигде не ждет. Все зависит от желания развивать свой бизнес. Но проблема в том, что многие наши бизнесмены и предприниматели не готовы работать по современным европейским условиям. Например, если договорились поставить продукцию в пятницу до обеда, то так и нужно сделать, а не в следующий понедельник. Самая большая проблема сегодня - имидж страны. Украину воспринимают как ненадежного поставщика. И наша задача - изменить это мнение.

- На самом деле, в Украине немало примеров того, как налажен успешный экспорт в ЕС, - говорит редактор журнала "Евролайф" Наталья Кравчук. - Херсонская фирма экспортирует помидоры. В Тернополе выращивают клубнику, фасуют в специальные упаковки и отправляют в Евросоюз. В Ужгороде экспортируют экологическую мебель в Швейцарию. В Полтавской области выращивают лекарственные травы и поставляют в Германию. И таких примеров уже сотни.

Юрий Панченко, редактор "Европейской правды", утверждает, что выигрывает креативный бизнес, те, кто постоянное придумывает новое.

- Евросоюз - динамичная структура, и покупать там будут только то, в чем они нуждаются, - подчеркивает экономический журналист.

Олег Мирошниченко, бизнес-консультант, бывший эксперт торговой секции Представительства Европейского Союза в Украине, приводит такой пример. Средняя продолжительность жизни в странах ЕС гораздо выше, чем в Украине. И там пользуется большим спросом одежда для пожилых людей. Украинские бизнесмены обнаружили этот рыночный сегмент и успешно его осваивают.

- Нам не надо копировать кого-то, - говорит эксперт, - следует искать нечто свое. Но для этого надо хорошо изучить сегментацию рынка и предлагать то, что может быть востребовано европейцами.

Эксперты единодушны в том, что многие наши предприниматели мыслят простыми категориями: "цена - товар", в то время, как следует выстраивать отношения с покупателями. Большинство торговых предложений, исходящих из Украины для европейских стран, касаются сырья. Но это - слабая позиция, и следует переходить на более высокую - обработка и производство.

"ИНФОМИР" ЗАВОЕВЫВАЕТ МИР

Представление об Украине как о сырьевом придатке успешно развенчивают бизнесмены, которые осваивают инновационный бизнес. Одесская компания "Инфомир" более 16 лет производит приставки для цифрового телевидения, счетчики электрической энергии, светодиоды. И успешно экспортирует свою продукцию в Европу и Азию.

- Мы производим и продаем качественную продукцию, - рассказывает коммерческий директор "Инфомира" Виктор Артюшенко, - потому при освоении европейского рынка у нас практически не было "камней преткновения", которые приходилось бы обходить для выхода на рынок. На самом деле рынок ЕС открыт, и тот, кто хочет выйти на него, может это сделать. Предпосылок успеха только две. Первая - желание и трудолюбие, вторая - доступ к информации и поиск такого партнера в европейской стране, чтобы вам помогли войти на ее рынок. Ибо в каждом государстве - свое законодательство, свои правила, пошлины, дополнительные сертификаты, о которых знает человек, который живет и работает в ней. Если вы будете действовать через местного партнера, двери откроются быстрее.

"Инфомир" производит продукцию для крупных компаний, консолидируя большое количество торговых марок. Для удобства работы одесситы создали логистический центр во Франкфурте (ФРГ). Это удобно для покупателей. На сайте генерируются запросы. Как показывает практика, 1000 входящих запросов за месяц превращаются примерно в 250 клиентов. Два года назад одесситы освоили еще одно направление - энергосберегающие светильники для улиц - в рамках европейской программы по замене светильников в парках и скверах.

И это - не единичный пример.

Отметим, что для поддержки предпринимателей в Одессе проводится конкурс на лучший инновационный проект в области энергосберегающих технологий, нанотехнологий, ИТ и телекоммуникации, транспорта, машиностроения и строительства.

СЕРТИФИКАЦИЯ: ДОРОГО, НО ОПРАВДАННО

Один из распространенных мифов - это то, что переход на высокие стандарты ЕС обходится отечественным производителям чересчур дорого.

- Этот стереотип о необходимости сертификации, которую сложно получить, тоже не оправдан, - говорит Сергей Холодов. - На самом деле сертифицировать продукцию должно каждое предприятие. И рано или поздно цивилизованный бизнес к этим стандартам придет. Проблема в том, что многие бизнесы в Украине выросли за счет неуплаты налогов, НДС. Но это время закончилось.

Руководитель отдела по работе с клиентами Уполномоченного органа оценки соответствия "Фактум" Владимир Мовчан разъясняет, что для успешного экспорта в страны ЕС нужно соблюсти европейское законодательство, в частности, провести сертификацию продукции.

- В последнее время увеличилось количество обращений желающих поставлять продукцию на рынки ЕС, - рассказывает эксперт. - В неделю мы получаем 5-7 запросов на получение нужной документации. На сертификацию предлагают все, что угодно: от игровых симуляторов, пломб, светильников до промышленных котлов. Также проходит сертификацию сельхозпродукция, агросырье: кукуруза, пшеница, ячмень. Мы консультируем, оформляем официальный запрос в Евросоюз. И получаем условия, которые предприниматель должен выполнить, чтобы поставлять продукцию в ЕС. Далее прорабатываем технические условия, указываем клиенту, в какие структуры надо обращаться, чтобы получить сертификацию, выполняем кодекс действий по сопровождению. Определяем, какие исследования или испытания должны быть проведены. Хотя ЕС - одна институция, но в каждой стране свои правила ввоза продукции, у каждого государства - свои правила, которые нужно выполнить. Кстати, в Украине в последнее время комплекс получения документов либерализирован, процедура сертификации значительно упрощена.

Однако предприниматель должен рассчитывать, насколько выгодно ему будет поставлять продукцию в ЕС с учетом оплаты за сертификацию, которая стоит в среднем 5000 евро (самая дорогая - в Германии, чуть ниже - в Польше и странах Балтии). Но если у предприятия контракты на поставки продукции на несколько лет, то эта сумма окупается.

- К нам обратилась агрофирма, которая занимается производством мяса, - приводит пример В. Мовчан. - Она заключила контракт на поставку своей продукции в Бельгию. Мясо-молочное производство - наиболее сложная сфера, где нужно учесть массу требований. Чтобы получить возможность экспортировать свою продукцию, эта фирма внедрила систему управления безопасности мясными продуктами, систему управления качеством, прошла проверку ветеринарной службы, получила подтверждение от покупателя. Проверку агрофирмы осуществили аудиторы бельгийской стороны. И сегодня компания успешно экспортирует товар в ЕС.

В то же время для мелких компаний экспорт в ЕС еще довольно таки затратный.

Так, чешская компания заинтересовалась поставками овощей из Украины. Но фермеру сертификация обошлась бы в три раза дороже, чем доход.

- Мы видим, как ЕС заинтересован и помогает Украине в развитии экономического сотрудничества, - подчеркивает Владимир Мовчан. - Но хотелось бы получить большую поддержку от нашего государства. Нам нужна общая экспортная платформа. На государственном уровне должна проводиться работа по выработке лояльного отношения ЕС к Украине, как это поставлено, например в Италии. Предпринимателю должна предоставляться информация куда, в какие страны он может экспортировать свою продукцию. Сегодня же национальный производитель должен делать все сам.

Олег Мирошниченко советует сначала найти покупателя, а потом уже определяться с требованиями. Потому что в каждой европейской стране они разные. Есть стандарты обязательные и добровольные. И нужно понимать, какие конкретно необходимы для того или иного продукта. Предприниматели могут воспользоваться электронными ресурсами международного торгового центра и Службы поддержки экспорта, где можно увидеть, из каких стран экспортируют товар и какие условия для этого нужны.

- Но в первую очередь нужна организованность, - подчеркивает эксперт. - Проблема в том, что вас никто не знает, все решается, когда вы начинаете действовать. Нужно говорить о себе, предлагать, создавать сайты, участвовать в выставках.

Своим опытом поставки продукции в ЕС поделился генеральный директор львовской компании "Кондитерская фабрика Ярыч" Олег Климчук.

- Мы начали с выставок в Амстердаме и Кельне. Выставки - это своеобразный пропуск в ЕС. Участие стоит 20 евро. Мы продавали печенье и зарекомендовали себя. Нас заметили. Поступили предложения. Мы нашли партнеров в Польше, дистрибьютеров, зашли своей продукцией в сети "Ашан" и "Меркури". Сегодня экспортируем крекеры на сумму более 40 тысяч евро в месяц. Также поставляем печенье в Германию, Китай. Сложнее всего было довести продукцию до стандартов качества. Но мы изначально получили хороший старт, купив предприятие "НЕСТЛЕ". Продолжаем развиваться, ибо рынок не стоит на месте.

Для справки. В 2016 году экспорт товаров из Украины в страны ЕС достиг почти 40 % от общего объёма экспортных операций нашей страны.

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.

Эта статья подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза
(ec.europa.eu/europeaid)
Содержание данной публикации является исключительной ответственностью авторов и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.