Номер 38 (1135), 12.10.2012

СТРАНА ВОЗЛЕ МОРЯ ИЛИ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА?

Развитие морской отрасли, чтобы Украина была настоящей морской державой, является одной из главных целей сегодняшней политики. Свое слово решила сказать и оппозиция, предложив ряд законопроектов, которые дадут "зеленый свет" портам и судостроителям.

В Одессе на конференции "Одесса - морская столица" был презентован первый национальный проект "Возрождение морского флота Украины" при участии представителей Германии, Нидерландов. Польши и Румынии. Программа рассчитана на 9 лет и призвана обезопасить мореплавание, построить 6 судов для отечественного флота и сделать приемлемыми условия для работы судовладельцев, корабелов и развития морской отрасли.

На обсуждение проекта, направленного на сохранение за Украиной статуса морской державы, прибыли руководители портов Украины, ветераны ЧМП, народные депутаты Украины. Всем хотелось видеть Одессу морской столицей, а Украину - морской державой.

- В последнее время перевалка транзитных грузов в Украине продолжает падать, - сказала народный депутат Украины Леся Оробец. - Турецкие порты перехватили инициативу: транзит, который шел через Украину, пошел к ним. На эту конференцию мы пригласили страны, которые поставили на развитие портов и не прогадали. Это и рабочие места, и развитие города и припортового региона. Во многих странах порты остаются в госсобственности, наполняя госбюджет.

- Закон "О морских портах" выписан так, что позволяет приватизировать самые выгодные участки портовой инфраструктуры, не неся никакой социальной ответственности ни перед работниками, жителями портовых городов, ни перед страной в целом, - заявил разработчик проекта депутат Одесского городского совета Александр Остапенко. - И этот Закон создает условия для коррупции. Поэтому для возрождения флота Украины в первую очередь нужно создание благоприятных условий для судовладельца и судостроителя, разработка и немедленная реализация государственной программы. Успех мы видим только в комплексном государственном подходе. Нами подготовлены законопроекты, которые будут представлены в самое ближайшее время.

Проект рассчитан на 9 лет: два года на подготовку правовых, таможенных документов, работу следственной комиссии по вопросам банкротства ЧМП, четыре - на реализацию плана. А еще четыре - "на стратегические перспективы развития" - как говорилось на презентации. На первом этапе разработчики предлагают создать акционерное общество на основе ЧМП. В 2013 году внести в бюджет Украины 250 млн долларов на закупку транспортных судов: пассажирских лайнеров, рыбопромышленных и танкеров. Создать благоприятные налоговые условия для судостроителей, сформировать госзаказ, отремонтировать причалы на Черноморском побережье и восстановить регулярное пассажирское движение по Крымско-кавказской линии, расширив его турецкими портами.

Представители иностранных держав заявили, что для них, как и для Украины, сегодня главным приоритетом является транзит. В Румынии государство выделяет огромные средства на строительство портовых терминалов, чтобы увеличить объемы перевалки, а также пассажирские перевозки. О своем сотрудничестве с Украиной заявили представители Голландии, которая в этом году направила 16 компаний на заключение договоров с транспортными предприятиями Украины. Немецкие специалисты подтвердили свою заинтересованность в развитии морских мощностей Украины, отметив, что необходимо стабилизировать ситуацию, чтобы инвестор был спокоен за вложенные средства и уверен в стабильности экономики Украины.

На конференции "Одесса - морская держава" все выражали готовность в отстаивании своих идей, что приведет к возрождению отечественного флота. Хорошо бы, чтобы это было реализовано на самом деле, а не обернулось очередным обещанием предвыборной программы.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.