Номер 14 (1111), 13.04.2012

ДРУЖНО ИДЕМ В "ШКОЛУ"?

Снова в нашем городе знаменитый московский театр "Школа современной пьесы". С 25 мая по 1 июня этот коллектив, который создал и которым бессменно руководит урожденный одессит Иосиф Райхельгауз, будет гастролировать в помещении нашего ТЮЗа. Но, предупреждают организаторы, на каждом из шести представлений зрителей ждут сюрпризы: всякий раз внутреннее пространство ТЮЗа будет новым.

Хотя этот театр уже не раз выступал в нашем городе (гастроли 2010 года еще многим памятны), но на этот раз одесситы увидят новые для себя спектакли, причем два - это вообще премьеры 2012 года.

Среди привозимых спектаклей единственная классическая пьеса в репертуаре театра - "Чайка" А.Чехова. Объясняя ее появление в афише, Иосиф Райхельгауз говорит, что, "перефразируя сакраментальный афоризм, приписываемый то Тургеневу, то Достоевскому, что все мы вышли из гоголевской "Шинели", можно сказать, что драматургия XX века вся вышла из чеховской "Чайки". Постановщик подошел к старому шедевру как к только что написанной пьесе, подчеркнув в ней все то, что связывает чеховские образы, приемы и тексты с сегодняшним днем.

Название памфлета супермодного Дмитрия Быкова - "Медведь" - тоже отсылает к Чехову. Но аллегорическая история весьма прозрачно намекает на злобу российского дня. В ванной комнате обычной квартиры самозарождается ... бурый медведь. Испуганный хозяин вызывает МЧС. И вот в доме появляются представители различных инстанций: силовых структур, Администрации Президента, Академии наук, церкви. Они делают сенсационный вывод: из крана накапал символ национального возрождения...

К творчеству Евгения Гришковца руководитель театра "Школа современной пьесы" питает особую симпатию, что, впрочем, неудивительно. Ведь произведения этого драматурга открывают широчайший простор для режиссерской фантазии. Явлена она и в спектакле-импровизации "Подслушанное, подсмотренное, незаписанное", в котором 12 разножанровых историй, более 20 персонажей и ни одной зафиксированной реплики. Причем для каждого спектакля выбираются несколько из этих сюжетов.

Не менее интересна драйв-вечеринка "Москва - Психо" в постановке главного театрального скандалиста последнего времени Андрия Жолдака.

А болгарский режиссер Пламен Панев поставил в театре лирическую комедию Натальи Савицкой "Ночи с незнакомцем".

Ну а зрители всех поколений с удовольствием посмеются над "Вредными советами" Григория Остера и Андрея Андерсена.

Добавим к этому, что в гастрольных спектаклях будут заняты хорошо известные артисты Ирина Алферова, Альберт Филозов, Юрий Чернов, Владимир Качан, Татьяна Веденеева, Елена Санаева, Елена Коренева, Александр Гордон и другие.

Предвкушая встречу с земляками, Иосиф Райхельгауз шутит, что в его театре "у всех есть с Одессой неформальные связи: у кого- то в Одессе живет тетя, кто-то только что был в Одессе на съемках фильма, кто-то открывал персональную выставку. Лично я в Одессе родился. Поэтому в Одессу мы не едем в гости, как в другие города. В Одессу мы всегда возвращаемся. Для театра гастроли - то же, что для человека брак: можно по расчету, а можно - по любви. Наши гастроли в Одессу исключительно по любви".

А. Т.