Номер 44 (1091), 18.11.2011

КАПИТАНЫ НЕ ЗНАЮТ ПОКОЯ

За 20 лет Ассоциация морских капитанов Одессы (АМКО) добилась большого авторитета в профессиональных кругах за счёт взвешенной и аргументированной позиции по многим вопросам.

Поднимаем престиж

Сегодня ассоциация капитанов Одессы насчитывает более 250 активных моряков, имеющих огромный опыт судовождения. А всего выдано уже около 800 удостоверений. Президент ассоциации Анатолий Лапин объединяет усилия для достижения высокого уровня безопасности мореплавання, поднимая престиж и профессионализм украинских капитанов.


Безусловно, одним из главных направлений в работе ассоциации является профессиональная поддержка и защита капитанов.

- Сегодня АМКО является коллективным членом Международной федерации ассоциации морских капитанов и принимает активное участие в обсуждениях перспектив развития морского судоходства в мире и престижности морской профессии на международных морских ассамблеях, - рассказал капитан дальнего плавания Вадим Щиплецов. - Недавно в Бельгии организовалось страховое общество, которое хочет взять обязанности защиты капитанов перед портовыми властями и судовладельцами. Конечно, будут определенные взносы. И если случится коллизия, которая подлежит страховому случаю, готовы выплатить до 1 млн евро. Это один из лучших вариантов соцзащиты для наших капитанов.

В ассоциации реально помогают решить проблемы с невыплатой зарплаты, задолженностями судовладельцев.

Молодым открыта дорога

В ассоциации поддерживают молодежь, дают дорогу.

- Молодые капитаны имеют возможность общаться с опытными наставниками, - отметил член правления, капитан дальнего плавания Анатолий Задорожный. - Решать сложные ситуации, советоваться. Также мы пишем и издаем учебники, у нас есть необходимая литература для подготовки моряков. В то же время главным в нашей деятельности является обеспечение безопасности мореплавания.

Сегодня Ассоциация капитанов Одессы шефствует над воссозданной флотилией моряков, проводит подготовку будущих капитанов.

- При ассоциации создан союз потенциальных капитанов, в который принимаются курсанты и штурманы, - рассказал ответственный по работе с молодежью Вячеслав Белоус. - Проводим дополнительные занятия, помогаем овладеть необходимыми знаниями. Для флотилии юных моряков составили программу обучения, работаем над составлением учебника. Хотим взять лицензию на право выдачи свидетельства яхтенного рулевого 2-3-го классов. Во флотилии будут готовить юнг, а мы снабдим их необходимыми документами.

Кипяток - средство против пиратов

На заседании ассоциации мы встретились с капитаном дальнего плавания Петром Петровичем Кравцом, отдавшим морю полвека. Он с удовольствием поделился своим опытом.

- Чтобы идти в моряки, у человека должно быть призвание. И заранее нужно быть готовым к серьезным жизненным испытаниям, я бы даже сказал, смертельно опасным ситуациям. Сам я начал мечтать о море лет с 14. Когда началась война, нас, мальчишек, не брали добровольцами. В 15 лет я все-таки отпросился у матери и уехал во Владивосток, чтобы попасть во флот. В 1943-45 гг. проплавал юнгой, наводчиком и стрелком на судах действующего флота. После войны получил морское образование в Одессе. Каждый год повышал звание. И в 1960 году стал капитаном. Работал на пассажирских судах, танкерах, балкерах. Участвовал в спецрейсах в Ливию, Сирию. Не раз попадал в сложные ситуации. Когда захватили пароход "Туапсе", тоже имел неприятную ситуацию. За нами гонялись на катерах. Но мы были быстроходнее, и нам удалось уйти в океан. Был у меня случай, когда в Красном море получил телеграмму. Капитан судна отказался спасать людей в Эфиопском Сомали, когда там происходили военные действия. Мы пошли туда и исполнили свой долг.

Чем увереннее себя чувствуешь, тем больше шансов на победу, - считает капитан Петр Петрович Кравец. - Всегда знаешь, что на тебе огромная ответственность за людей. И понимаешь, что, кроме тебя, никто ничего не решит. У меня был случай, когда ничего не оставалось, как действовать быстро и правильно. Мы шли в тропиках, была хорошая погода. Открыли иллюминатор, спокойная ночь. Только задремал, вдруг звонок - вахтенный просит на мостик подняться. Выскочил, поднимаюсь на мостик. У вахтенного руки трясутся. Посмотрел, а вокруг море огней, мы забрались в самую гущу сетей. Буйки с огоньками до самого горизонта. А мы несемся полным ходом, разворачивать некогда. И я решил посредине пройти. Одну, вторую, третью пересекли. И вдруг прямо перед нами зажигаются огни, и маленький сейнер прямо по курсу. Вахтенный уже сам с интересом на меня смотрит. Я понимаю, что на полном ходу судно не остановишь. Полетят цилиндры. Дал правый борт. В общем, успели повернуть. Хотел осветить сейнер прожектором, но он уже потух. Мы тогда поняли, что это браконьеры без лицензии ловят.

В наше время были и нападения пиратов. В Малайзии было много случаев, когда грабили суда. Впрочем, пираты боялись коммунистов. В конце 80-х плавал на контейнеровозах на линии Гамбург-Гонконг. Мы зашли в пролив Пинанг (Китай). Стояли на рейде. Тут подходит к нам катер с вооруженными людьми. Я сначала принял их за таможенников. Главарь приказал показать мне груз. Мы везли электронику. На меня навели автоматы. Тогда я сказал, что мы из Советского Союза, показал на флаг. И они вдруг быстро свернулись и ретировались. Такая сила была СССР.

В то же время в борьбе с пиратами у нас была своя методика. При проходе через опасные места, где грабили, заготавливали кипяток, чтобы лить на голову нападающим. Освещали прожекторами. И никто никогда не нападал. Впервые кипяток использовал знаменитый одесский капитан Соляник в боях с японцами. За что получил орден - сумел отбить атаку. Но в то же время ему дали строгий выговор за то, что заставил команду матерно выражаться по-японски об императоре. А это, между прочим, явилось верным психологическим оружием. Японцы не выдерживали такого позора и отступали.

Ассоциация капитанов в Одессе сегодня - действенная общественная организация. В составе АМКО функционируют экспертно- консультационный совет, который даёт компетентные экспертные заключения по запросам административных, хозяйственных и правоохранительных органов в случаях, связанных с судовождением, когда существует необходимость выяснить причины и обстоятельства случаев ЧП. Опытные капитаны, члены АМКО, издают морской журнал "SEA REVIEW", учебники для судоводителей, пишут книги о море, стихи, картины, которые пользуются популярностью. При этом вся деятельность ассоциации проводится под девизом "Единство безопасности на море", что самое главное для жизни и здоровья моряка, а тем более капитана.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Фото автора.