Номер 24 (1071), 1.07.2011

ПОЛИФОНИЯ ГРУЗИНСКОГО КИНО

На столетии грузинского кино худрук БДТ им. Товстоногова Темур Чхеидзе произнес: "Я воспитывался именно на грузинском кино. Это был феномен, который влиял на наши умы и выходил даже за рамки искусства".

А сценарист, режиссер, заслуженный деятель искусств Ираклий Квирикадзе ("Пловец", к/м "Кувшин"...) добавил: "Грузии есть чем гордиться. Если даже сухо перечислять названия фильмов, то получится потрясающий список: это фильмы Резо Чхеидзе ("Отец солдата"), Отара Иоселиани ("Листопад", "Жил певчий дрозд"), Тенгиза Абуладзе ("Древо желаний", "Покаяние"), Эльдара Шенгелая ("Мачеха Саманишвили", "Необыкновенная выставка")... Но и сегодня в грузинском кино случается много побед".

Нельзя не согласиться со всем вышесказанным, но думается, что список названных Квирикадзе имен можно существенно дополнить (включив в него имя самого Квирикадзе). Ограничимся именами тех, кто прославил грузинское кино уже во второй половине 20 века. Это Георгий Данелия ("Не горюй", "Мимино"...), Георгий Шенгелая ("Мелодии Верийского квартала"), Лана Гогоберидзе ("Несколько интервью по личным вопросам"...), Теймураз Баблуани ("Солнце неспящих"), автор знаменитых грузинских короткометражек Михаил Кобахидзе... И, наконец, Резо Габриадзе - писатель, сценарист, режиссер, художник, скульптор, отец знаменитых короткометражек о дорожных рабочих, отец "героя анекдотов Рабиновича", задравшего к небу свою бородку в саду скульптур Одесского литмузея, создатель театра марионеток в Тбилиси.

А вот с кем можно соглашаться и не соглашаться, так это с самим мэтром мировой кинематографии - Отаром Иоселиани, заявившем в одном из своих интервью: "Я хотел бы категорически заявить, что не существует ни грузинского, ни французского, ни русского кинематографа... Во Франции был Дюма, ведущий происхождение от негров. Пушкин тоже был негр - вы находите в его творчестве негритянские мотивы? Похож Некрасов на Салтыкова-Щедрина? Нет ничего общего между Толстым и Достоевским, Булгаковым и Буниным. Так что грузинского кино нет, а есть Эльдар Шенгелая, есть приспособленец Сико Долидзе, есть веселый молодой человек Михаил Кобахидзе, есть ваш покорный слуга - мы совершенно не похожи и не составляем никакое грузинское кино... Конечно, всегда есть некий культурный фон. Он закладывается при воспитании ребенка и переходит из поколения в поколение".

Вот этот "некий культурный фон" и есть фундамент того, что определяет феномен грузинского кино, оригинального, самобытного, наполненного легким юмором, самоиронией, метафоричного, исполненного сострадания и симпатии к людям. Кино, в котором сосуществуют и печаль, и улыбка. Кино такое же полифоничное, как грузинское хоровое пение.

Но и сегодня грузинское кино живо. Оно живет не только в старшем поколении, можно назвать и новые имена.

Гела (Теймуразович) Баблуани - его фильм "13" одесситы могли увидеть в рамках показов, организуемых Яном Юсимом. Это Дмитрий Мамулия, снявший российский, но такой грузинский фильм "Другое небо". Это Леван Когуашвили, чья лента "Прогульщики", собравшая множество международных наград, в том числе главный приз МКФ goEasT "Золотую лилию", стала единственным грузинским фильмом, купленным для проката в России. Такую же награду за год до него получил фильм Овашвили "Другой берег". Это Заза Урушадзе, снявший очаровательный, тонкий, несколько неожиданный фильм "Три дома". (Полная трагизма и юмора история одной картины в трех столетиях.)

Это Русудан Пирвели с ее кинолентой "Суса" о безысходной жизни подростка в условиях современного развала в Грузии. Это Вано Коркитадзе с его дипломной, но абсолютно зрелой короткометражкой "Сентябрь".

Можно было бы назвать еще не одно имя.

Фильмы Когуашвили, Урушадзе и Пирвели смогли посмотреть те, кто пришли в артхаусный кинотеатр "U-cinema" на фестиваль Нового грузинского кино, организованный совместно Генеральным консулом Грузии в Одессе Зурабом Квачадзе и арт-директором артхаусного кинотеатра "U-cinema" Яном Юсимом в мае этого года. Фестиваль был приурочен ко Дню грузинского кино и 20-летию независимости Грузии.

На фестиваль были отобраны четыре полнометражных фильма и семь фильмов в коротком метре. Остановимся на фильме "Прогульщики".

Картина эта сделана в духе грузинского неореализма. Ее героя - немолодого наркомана Чеки, выпавшего из нормальной жизни, а в прошлом отличного парня, справедливо сравнивают с героем фильма Иоселиани "Жил певчий дрозд". Фильм не о наркомании, а о нравственном выборе, который может стать перед любым человеком, тем более перед человеком, опустившимся на дно жизни.

Четвертой лентой, вернее первой, так как ею открывался фестиваль, стала картина "Метеоидиот" ("Тот, кто делает радугу") Наны Джорджадзе ("27 украденных поцелуев", "Мой английский дедушка", "Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара"...). Фильм необычный, в нем реальное мешается с ирреальным, которое тоже - реальность, только выраженная метафоричным языком. Эта метафоричность чувствуется и в каждом неслучайном ракурсе талантливого оператора Михо Квирикадзе - сына супругов Н. Джорджадзе и И. Квирикадзе - автора сценария. На "Киношоке" отцу и сыну Квирикадзе были присуждены две премии: за лучший сценарий и лучшую операторскую работу.

Огромная удача фильма - образ Смерти (Нино Киртадзе). Уставшая, изможденная до какой-то бестелесности женщина, не злая, буквально свойская, не лишенная женского кокетства и жаждущая любви, которой она лишена. Ее образ даже ярче образа героини фильма Елены в исполнении фантастически красивой немецкой актрисы Ани Антонович.

В фильме есть еще один женский образ - Летчицы, девушки, спускающейся с неба, чтобы вовремя утешить главного героя. Эту нежную девушку, спрятавшуюся в броню кожаного лётного костюма, сыграла Чулпан Хаматова.

Можно много говорить об образе старика-отца главного героя, дедушке, затеявшем любовную игру со Смертью, чтобы не оставить без присмотра двух внуков - детей непутевой Елены и сына Дато. Те, кто видел в свое время фильм "Древо желаний", помнят Рамаза Киртадзе еще молодым. Здесь он глубокий старик. Но сколько темперамента, сколько иронии в этом старом актере!

Нана Джорджадзе на роль Дато пригласила Мераба Нинидзе ("Покаяние", "Лунный папа", "Бумажный солдат"...). Неудачливый "ботаник", точнее метеоролог, до болезненного безумия любящий свою непутевую жену Елену. В момент отчаяния он взывает к Богу, и Бог посылает ему в помощь шаровую молнию, которая, не убив, проходит сквозь него, оставляя свой дар - способность повелевать силами природы.

Во время встречи и диалога с режиссером на тему "Кино и психоанализ" (эта необычное для фестивалей мероприятие, на которое был приглашен и психиатр, - одна из придумок Яна Юсима) Нана Джорджадзе рассказала, что давно мечтала снять фильм, в котором бы фигурировало такое удивительное явление, как шаровая молния. Эта мечта связана со случаем, когда Нана, еще студенткой, стала свидетелем, как шаровая молния вползла в комнату, в которой сидела она с подругами, и, тихо шипя, выползла снова через окно.

Встречи с режиссером Наной Джорджадзе произвели на всех незабываемое впечатление. Открытость, темперамент, артистичность и парадоксальность мышления и жизневосприятия этой незаурядной Личности превратили небольшой фестиваль в большое событие.

Елена КОЛТУНОВА.