Номер 20 (1016), 28.05.2010

САЛЮТУЕТ МУЗКОМЕДИЯ

День 65-летия Великой Победы над фашистами одесские театры и творческие коллективы отметили праздничными концертами.

Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного показал зрителям не просто праздничный театрализованный концерт, как скромно указано в программке, а целостный спектакль. Авторы сценария спектакля, названного "САЛЮТ ПОБЕДЕ!", Эдуард Рымашевский и Владимир Фролов талантливо выстроили композицию, которая ведет зрителей от последних мирных предвоенных дней через всю войну ко Дню Победы и первым послевоенным дням.

"Городок провинциальный, летняя жара, на площадке танцевальной музыка с утра. "Рио-рита", "Рио-рита" - вертится фокстрот... На площадке танцевальной СОРОК ПЕРВЫЙ год".

Пришла война, уходит на фронт молодежь - "До свидания, мальчики".

Насмерть стоят наши войска, обороняя Москву, под Калугой на "Безымянной высоте" остаются "только трое из восемнадцати ребят". Но, стране, нам, "нужна одна победа, мы за ценой не постоим".

А между боями идет фронтовая жизнь. Балагурит "Василий Теркин", приезжают на фронт и дают концерты фронтовые бригады артистов. И все верят, что придет День Победы, хотя "где он, этот день" пока сказать тяжело.

И вот приходит "Весна сорок пятого года". "Народам Европы свободу принес жаркий солнечный май". И в "Майском вальсе" кружит голову радость ПОБЕДЫ.


Но, хотя "с войной покончили мы счеты", не всем суждено вернуться домой. И радость Победы не в силах унять боль за тех, кто "с закрытыми очами спит под фанерною звездой", поэтому горько звучат слова солдата-пехотинца: "Вставай, вставай, однополчанин, бери шинель, пошли домой".

А те, кто выжил, кто дошел до Берлина, устремились к родным домам, к тем, кто ждал их четыре года. Едут, едут "из Берлина по дороге прямой, на попутных машинах едут с фронта домой".

И, кажется, что вся страна танцует, кружится в ликующем танце, под залихватский мотив "Яблочка". Или... в лирическом "Случайном вальсе".

И так же, как на фронте, один фронтовик может сказать другому: "Давай закурим, товарищ мой".

В конце концерта-спектакля прозвучали известные песни, посвященные городам-героям. И, как апофеоз, все участники спектакля исполнили гимн "Поклонимся великим тем годам".

Весь зал встал, у большинства были на глазах слезы. Потому что весь спектакль настолько ярко воссоздал прошлое, что даже поколение, родившееся после войны, не могло не прочувствовать пафоса ДНЯ ПОБЕДЫ.

Режиссер спектакля народный артист Украины Владимир Фролов нашел много интересных деталей, погружающих публику в атмосферу войны. Это не только дымовые и световые эффекты, не только видеоинсталляции - кадры военной хроники, это голос радиодиктора Левитана, читающего сводку с фронтов. Последнее сделано очень деликатно - Левитан лишь начинает сводку, и его голос "уходит вдаль", растворяется. Очень удачно взята из прошлых спектаклей сценография Михаила Ивницкого, дополненная художником-постановщиком Станиславом Зайцевым. Восторг вызывают танцы в постановке балетмейстера Игоря Дидурко.

Бурей аплодисментов публика наградила Ольгу Оганезову ("Нам нужна одна победа"), Идалию Иванову ("Случайный вальс"), Тимофея Криницкого ("Майский вальс") и Станислава Ковалевского, не просто спевшего, а сыгравшего "Бери шинель...".

Впрочем, все участники концерта пели не просто хорошо, а с большим чувством, ощущалось глубокое проникновение в песенный материал.

Прекрасно исполняли свои номера и "артисты" фронтовой бригады. Но... Недоумение вызвал их репертуар не характерный для фронтовых концертов. Речь не о номерах из "Сильвы" - это достаточно популярный музыкальный материал, но никак нельзя отнести к шлягеру, скажем, арию Одетты из "Баядеры" Кальмана, почему-то не было в репертуаре фронтовой бригады ни одной из популярных в те годы песен, без которых не обходился ни один фронтовой концерт. Хотя при этом можно легко согласиться с исполнением произведений, созданных уже в послевоенное время, но тесно связанных с периодом отечественной войны (вальс "Ах, эти тучи в голубом" А. Журбина, написанный им к к/ф "Московская сага", прекрасно прозвучавшем в исполнении Виктории и Владимира Фроловых"). Совершенно нелепо выглядели костюмы на артистах фронтовой бригады - кринолины, которые неуместны в походных условиях, стразы, перья и замысловатые прически. В 1943-1944 годах нас, второклассников-третьеклассников, водили в госпиталя (я жила у бабушки в Боржоми, где было много эвакогоспиталей, эшелоны с ранеными непрерывно прибывали с фронтов). Мы участвовали в концертах наряду со взрослыми настоящими артистами. Подобных костюмов я не припомню, их в то время и не могло быть. Да в конце концов есть же хроника. Непонятно, зачем понадобилось в спектакль, сделанный с такой душой, вставлять столь неорганичный ему материал. Он мог бы разрушить ощущение достоверности. К счастью, этого не произошло. Этот кусок воспринимается просто, как рекламная вставка. А к рекламе мы уже привыкли. И судим о художественных достоинствах фильмов, постановок, концертов не по рекламе, которая их досадно прерывает на какое-то время. Мы по ее окончании, как бы ярко она ни была сделана, просто о ней забываем, выбрасываем из памяти. А в памяти остается главное - то, чему был посвящен фильм, постановка или концерт.

Думаю, что спектакль-концерт "Салют Победе" долго не будет забыт теми, кому посчастливилось на него попасть.

Елена КОЛТУНОВА.