Номер 35 (980), 11.09.2009

КИНО БЕЗ ДОМИНО

Одесский филиал Института Горшенина провел блиц-опрос на тему "Кино в жизни одесситов". Опрос проводился в местах массового скопления народа в рамках еженедельной исследовательской программы "Пульс Одессы". Всего, согласно стихийной выборке, было опрошено 600 человек в возрасте от 18 лет. По результатам исследования эксперты Института Горшенина сделали следующие выводы:

1. Самым популярным жанром кино среди одесситов является комедия. Так утверждает 55,5 % горожан. Более трети респондентов (36,6 %) предпочитает смотреть киноклассику. Примерно равное количество опрошенных горожан смотрит исторические фильмы (28,3 %) и фантастику (27,0 %). Также равное количество горожан является сторонниками фильмов-ужасов (17,8 %) и фильмов в жанре арт-хаус (17,0 %). Каждый шестой одессит предпочитает смотреть научно-популярное кино (14,3 %) и мультфильмы (13,3 %). Эротическим фильмам отдает предпочтение 8,8 % респондентов, а 8,5 % смотрят учебное кино. Затруднение ответ на этот вопрос вызвал у 2,0 % респондентов.

Самыми популярными жанрами среди мужчин оказались комедии (50,5 %), боевики (38,8 %) и фантастика (27,0 %). Среди женщин первая тройка популярных жанров выглядит следующим образом: комедии (59,9 %), классика (47,5 %) и исторические фильмы (30,2 %). Далее рейтинг мужских предпочтений выстроился следующим образом: исторические фильмы - 26,5 %, классика - 25,0 %, фильмы ужасов - 24,1 %, арт-хаус - 19,9 %, научно-популярные фильмы - 18,6 %, эротика - 11,7 %, учебное кино - 8,2 %, мультфильмы - 7,7%. Рейтинг женских жанров выглядит далее так: фантастика - 26,2 %, мультфильмы - 18,3 %, арт-хаус - 14,4 %, фильмы ужасов - 13,9 %, научно-популярные фильмы - 11,9 %, боевики - 9,4 %, учебное кино - 8,4 %, эротика - 5,9 %.

Рейтинги жанровых предпочтений разных возрастных категорий одесситов выглядят следующим образом: респонденты в возрасте от 18 до 30 лет предпочитают комедии (63,6 %), фантастику (27,9 %) и классику (25,7 %), а наименее популярными среди молодежи являются учебное (3,6 %) и научно-популярное кино (6,4 %). Респонденты в возрасте от 30 до 45 лет отдают предпочтение комедиям (53,7 %), классике (36,6 %) и фантастике (34,3 %). Менее всего люди в этом возрасте смотрят учебное кино (7,5 %) и эротику (11,2 %). В возрасте от 45 до 60 лет одесситы охотнее всего смотрят комедии (57,7 %), классику (49,3 %) и исторические фильмы, а менее всего желают смотреть эротику (2,8 %) и мультфильмы (8,5 %). Одесситы старше 60 лет отдают предпочтение классике (49,1 %), комедии (34,0 %) и историческим фильмам (28,3 %). В этой возрастной категории наименьшим спросом пользуются фильмы ужасов (0,0 %) и эротика (1,9 %).

2. Большинство одесситов (62,0 %) предпочитает смотреть новые фильмы дома. В кинотеатре новые фильмы смотрит 37,3 % горожан. Затруднение этот вопрос вызвал у 0,7 % респондентов.

3. Более половины горожан (51,0 %) отдают предпочтение интернету как источнику фильмов для домашнего просмотра. Немногим менее половины респондентов (49,8 %) смотрит фильмы по телевизору. У друзей и знакомых для просмотра в домашних условиях берут фильмы 39,3 % горожан. Каждый шестой одессит покупает фильмы на рынке (16,3 %) и берет напрокат (15,3 %). Лицензионные фильмы в магазинах покупает 8,3 % одесситов.

4. Треть одесситов (35,8 %) смотрит фильмы несколько раз в неделю. Примерно такое же число респондентов (34,8 %) смотрит кино несколько раз в месяц. Ежедневно смотрит кино каждый пятый одессит (19,5 %). 6,3 % респондентов смотрят кино несколько раз в году. Не смотрят фильмы 0,2 % горожан. Затруднились ответить на данный вопрос 3,4 % респондентов.

5. Каждый четвертый одессит (25,0 %) ежемесячно тратит на походы в кино и на приобретение фильмов на дисках до 50 гривен. Еще четверть горожан (27,0 %) тратит на кино от 50 до 100 гривен в месяц. От 100 до 200 гривен тратят на кино 11,5 % респондентов. Более 200 гривен в месяц тратят на кино 1,3 % горожан. Не тратятся на фильмы 34,3 % респондентов. Затруднение данный вопрос вызвал у 0,9 % горожан.

6. На русском языке предпочитают смотреть фильмы 78,0 % горожан. Каждый десятый (9,3 %) респондент предпочитает смотреть кино на языке оригинала. Для 7,3 % одесситов предпочтительным является просмотр фильмов на украинском языке. Затруднение данный вопрос вызвал у 5,5 % горожан.

7. Более половины одесситов (55,5 %) убеждены в необходимости ограничений со стороны цензуры пропаганды наркотиков в прокатных фильмах. 42,8 % респондентов убеждены в том, что цензура должна распространяться на сцены насилия. За ограничение нецензурной брани в фильмах выступает 37,5 % горожан. Каждый шестой одессит убежден в том, что в фильмах должны цензурироваться эротические сцены. За цензуру в отношении языка фильмов выступает 5,3 % опрошенных. Каждый десятый житель Одессы (11,0 %) считает, что ничего не следует цензурировать. У 3,3 % опрошенных одесситов ответ на данный вопрос вызвал затруднение.

8. Женщины являются более последовательными сторонницами введения цензуры в прокатных фильмах, чем мужчины. Так, необходимость ограничения пропаганды наркотиков в фильмах поддерживают 61,9 % женщин и 49,5 % мужчин. За ограничение сцен насилия выступают 54,0 % женщин и 31,6 % мужчин. 45,0 % одесситок и 29,1 % одесситов выступают за ограничение нецензурной брани в прокатных фильмах. За ограничение показа эротических сцен выступают 21,3 % женщин и 9,7 % мужчин. Иначе выглядит ситуация с цензурированием языка кино: ее поддерживают 7,1 % мужчин и 3,5 % женщин. Мнение, что не следуют вообще применять цензуру к прокатным фильмам, поддержали 15,8 % мужчин и 6,4 % женщин.

Эти данные были прокомментированы специалистами во время пресс-конференции, название которой звучало так: "Авторские права: миф или реальность".

Главная угроза для развития киноиндустрии, согласились эксперты, - это массовое распространение пиратской продукции.

Генеральный директор ТО "Маски" Владимир Ковальчук отметил, что распространение контрафактной продукции, а также массовое скачивание фильмов из Интернета лишает производителей финансовой возможности создавать интересный видеопродукт. Однако покупателей контрафакта не останавливает даже очень низкий уровень скачанной продукции (что, впрочем, объяснимо достаточно серьезной разницей в цене на лицензионные диски и пиратские копии. Не зря же, как выход из ситуации, предлагается лицензионные диски довести в цене до уровня "пиратов").

Печальнее всего, что правоохранительные органы зачастую закрывают глаза на такую торговлю. Самый яркий пример - одесская "книжка", которая находится под боком у СБУ. Заслуженный юрист Украины Владимир Маслов высказал грустное предположение, что, хотя правоохранители имеют все полномочия для контроля и выявления подобных нарушений, они этим фактически не занимаются, чем подтверждается наличие в этой сфере коррупции.

Коммерческий директор ООО "АРТ-Синема" Виктор Крыс рассказал, что решения судов, предписывающих наказание за распространение пиратской продукции, реально выполняются лишь на 10-20 %.

Еще одна проблема, особенно интересовавшая журналистов, - это влияние языка демонстрации на посещаемость кинотеатров. Оказалось, что, по мнению экспертов, этот фактор уже не является столь актуальным, как кажется. Так, Владимир Комаргородский, директор самого большого кинотеатра Украины "Синема-Сити", отметил, что если весной, после известного постановления о показе фильмов в кинотеатрах на государственном языке, посещаемость упала до 60 %, то к лету показатели находятся на уровне 2007 года. Проблема - не в языке, полагает директор, а, как всегда, в деньгах. Просто идет борьба за монополизацию украинского рынка дистрибьюции.

Материал подготовил
Константин РИТИКОВ
(по информации Одесского филиала
Киевского института проблем
управления им. Горшенина).