Номер 28 (924), 1.08.2008

NULLA REGULA SINE ESCEPTIONE

(Нет правил без исключения)

Как часто мы впопад и невпопад бросаемся пословицами и поговорками. Так, услышав о творческом дебюте наследника известной фамилии, мы заученно твердим застрявшую в уме банальность "Природа отдыхает на детях". А затем, удивленно оправдываемся, прячась за еще одной афористической формулой: "Нет правил без исключения".

Художник Андрей Коваленко далеко не дебютант. Начало его творческой деятельности приходится на 1993 год. За его спиной более 30 выставок, в том числе - 6 персональных, включая последнюю, открывшуюся в Одесском художественном музее. Он - член Союза художников. Но его беда и счастье в том, что он - сын гордости Одессы, сын легендарного Юрия Коваленко. Да и мать Андрея - интересный, самобытный художник, преподаватель Грековки Светлана Шведова-Коваленко внесла немалую лепту в ту ситуацию, когда молодому творцу приходится доказывать, что на нем природе отдохнуть не удалось. А это значит не только доказать, что ты талантлив, но и найти свой путь в искусстве, свой собственный мир. С одной стороны, доказывать кому-то что- либо - занятие трудное и чаще всего неблагодарное. С другой стороны, отсутствие презумпции невиновности в вопросе "отдохнула ли на тебе природа" толкает на поиск оправдывающих доказательств, а ПОИСК - всегда ПОИСК, и, простите, говоря снова словами поговорки-цитаты, "Кто ищет, тот всегда найдет". Найдет свою манеру, свою тему, свои краски, свою интонацию. Впрочем, настоящий Художник (живописец, поэт, писатель, артист) всегда находится в творческом поиске. То, что хотелось делать вчера, сегодня уже кажется неинтересным. Те, кто помнит работы Андрея, выставленные им в 2000 году в Одесском музее западного и восточного искусства, сравнивая их с работами, экспонирующимися на нынешней выставке, не могут не отметить, что художник отошел от желания писать большие полотна. Но в его небольших по формату картинах сегодня в большей мере сконцентрирована экспрессия. Однако зачем возвращаться в 2000 год. В пресс-релизе к выставке я нашла такую фразу: "Нынешняя экспозиция презентует человека в пути, динамичного, следующего своим курсом, ищущего, обладающего мощной творческой потенцией. Потому, быть может, в глаза бросается некоторый тематический и жанровый сумбур. Он пробует себя в романтизированном пейзаже, в конкретизированном пейзаже, в романтизированном портрете, в конкретизированном портрете и проч." И все же, в первую очередь, Андрей - художник-экспрессионист. Это чувствуется во всех его работах - в пейзажах, неважно, пишет ли он морской пейзаж, или свой любимый лес, или городские улицы, в портретах. Во-вторых, он художник-сказочник. "Ага", - скажете вы, - "Значит, все же принял он из рук отца эстафету". В какой-то мере - да. Но его сказки, в отличие от отцовских сюжетов, светлые, радостные, жизнеутверждающие. Недаром, на мой вопрос - не хотелось бы ему попробовать себя в сценографии, оформить какой-нибудь сказочный спектакль, Андрей ответил мечтательно-утвердительно. Не следует забывать, что творческое кредо Коваленко-отца формировалось в годы борьбы за право писать так, как душа просит, когда рождались новые направления в живописи. А перед Андреем в период становления открывался творческий простор. Ступай по любому пути, работай в любом направлении. Прими любую эстафету. Такой свободе не позавидуешь, можно и потеряться. Впрочем, что значит принять эстафету? Глядя, например, на городские пейзажи Коваленко, я невольно вспомнила Шагала. Но я не увидела какого-то подражания, цитирования. Зато я почувствовала преемственность духовную. И способность видеть все в своей собственной системе координат. Способность придумывать свой мир, стилизовать его в каких-то парадоксально реальных нереалиях. А если уж говорить об эстафетах... Но дадим слово самому Андрею:

- Мой детский мир был не миром сказок, а миром живой природы, миром таинственных лесов Черниговщины. Отец каждое лето вывозил нас в Прилуки. Утром он выходил в сад и брался за кисть. А я стоял рядом и смотрел. Лес для меня ближе моря.

Вот и еще один парадокс. Далекий лес ближе моря, которое "синеет за бульваром"?! А может быть, это и не парадокс. Ведь лес - это место, где родятся сказки, где можно дать волю фантазии. Лес - это духовное наследие отца, его эстафетная палочка.

Вот и портрет отца Андрей пишет в своей стилизованно сказочной манере. И Юрий Коваленко предстает перед нами этаким лукавым славянским богом леса - Лесовиком.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.