Номер 13 (909), 11.04.2008

МЕТРОПОЛИТЕН ДЛЯ ОДЕССЫ

В буквальном переводе с французского это слово означает "столичный" и происходит от греческого "metropolis" - главный город. Таким образом, наличие в городе метро поднимает его статус.

Потребность в этом виде транспорта ощущается во многих крупных городах, особенно с населением свыше 1 миллиона человек. Уже два десятилетия назад метро эксплуатировалось почти в 80 городах мира и во многих проектировалось. К последним относится и Одесса.

Весна 1985 года. Я нахожусь в рабочем кабинете главного инженера проекта "Ленметрогипротранса" Ю. Юхова. Юрий Владимирович достает толстую папку с надписью "Одесса". В нижнем углу обложки прочерчена красная линия с кружочками - схема пускового участка первой линии. Видны названия будущих станций, указаны расстояния между ними.

- Чтобы всегда было под рукой, - поясняет он.

Сперва справка (данные на тот период). Одесса - один из крупнейших экономических, научных и культурных центров страны, портовый город с населением более 1,1 миллиона человек. Он протянулся с севера на юг на 30 километров. Железнодорожный узел располагается в центральной части города, поэтому его пути мешают транспортным потокам основных городских магистралей. Сейчас внутригородское транспортное обслуживание населения осуществляется трамваями (примерно 50 процентов всех перевозок), троллейбусами, автобусами и пригородными поездами. Объем таких перевозок неуклонно растет, опережая темпы роста населения города.

Определяя технические возможности и экономическую целесообразность строительства метрополитена в Одессе, сотрудники "Ленметрогипротранса" прежде всего изучили материалы по перспективному развитию города, провели обследования по месту будущей трассы.

- Где пройдет трасса первой линии метрополитена?

- Она пересечет весь город с севера на юг и свяжет новые, быстро растущие жилые массивы с центральной частью города и крупнейшей промышленной зоной Пересыпь. Малиновско- Суворовская линия будет иметь длину около 29 километров, 19 станций.

Чтобы максимально улучшить работу городского транспорта в ближайшее время в Малиновско-Суворовской линии выделен первый пусковой участок - от электродепо "Пионерское" до центра города. Электродепо расположится вблизи железнодорожной станции Одесса-сортировочная на намывной территория. Депо рассчитано на 20 отстойных мест для осуществления всех видов текущего и среднего ремонта подвижного состава. На линии будут ходить пятивагонные составы с частотой 30 пар в час.

Предусматривается автоматическое управление движением с помощью вычислительного комплекса. Оно автоматически вычислит время хода поездов по перегонам и интервалы между ними в соответствии с графиком движения.

Юрий Владимирович показывает схему пускового участка первой линии. Начинается она у депо вблизи Куяльницкого лимана, совершает крутой поворот до первой станции и идет далее вдоль побережья Черного моря, отклоняясь к центру города.

- Где расположатся станции, как они будут названы? - интересуюсь я.

- Пусковой участок протянется почти на 15 километров. На нем планируется возвести восемь станций. Первая из них, "Пионерская", расположится на пересечении Николаевской дороги с улицей Дунаевского, вблизи кемпинга. Далее трасса метрополитена пойдет на юг. Следующая станция, "Лузановка", разместится по соседству с парком культуры имени Котовского. Третья станция, "Пересыпь", находится в непосредственной близости от железнодорожной станции Одесса-Пересыпь между улицами Московской и Богатого. Потом следуют станции: "Райсовет", "Улица Суворова", "Дерибасовская"... Заканчивается участок станцией "Вокзальная".

Пусковая линия Одесского метрополитена пройдет в коренных породах, которые представляют собой плотные глины. В отдельных местах встретятся прослойки пылевидного песка. Кое-где водоносные слои придется одолевать. В случае катакомб туннель пройдет под ними.

- При строительстве метрополитена в Одессе, - продолжает Ю. Юхов, - открываются широкие возможности использовать новейшие достижения науки и техники. Это позволит, с одной стороны, существенно сократить сроки строительства, с другой - снизить капиталовложения.

- Юрий Владимирович, сколько времени будет продолжаться строительство?

- Проектный срок сооружения пускового участка первой линии около 7 лет. Однако непосредственному строительству должны предшествовать подготовительные работы. Во-первых, необходимо создать строительный трест, пригласить специалистов, обеспечить их жильем, бытовыми и культурными учреждениями. Во-вторых, потребуется своя производственная база: заводы чугунно-литейный, железобетонный, депо, автобаза... Кроме того, нужно будет специализированное ПТУ, готовящее кадры для метрополитена. Город должен готовиться к этому уже сейчас.

- Каковы дальнейшие перспективы?

- Трасса метрополитена соединит вокзал с Черемушками и поселком Таирова. Третья очередь строительства - продолжение линии в сторону крупного жилого массива поселка Котовского.

...Я вышел из здания "Ленметрогипротранса", спустился по эскалатору в облицованный мрамором вестибюль. Подошел подземный поезд. Машинист объявил по радио: "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция..." Подумал: "Скоро так будет и в Одессе..." Не получилось. Союз распался.

В последние годы, характеризующиеся резким возрастанием количества автотранспорта, когда недостаточная пропускная способность улиц вызывает пробки и приводит к авариям, разгрузить транспортные потоки может только метро.

Как сообщил и. о. начальника транспортного управления Одессы Владимир Аксентьевич Макарчук, на недавнем заседании горисполкома, рассматривавшего генплан города до 2031 года, обсуждался и вопрос метрополитена. Каким будет метро конкретно, пока неизвестно. Возможно, часть его пройдет в туннеле, а часть - над землей, по эстакаде. Не решен еще маршрут, неясно, какие будут вагоны, и т. д. Очень много будет зависеть от выделенных средств. Но, как говорится, лед тронулся. Будем ждать и надеяться.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Примечание. Поскольку разговор состоялся более 20 лет назад, названия одесских улиц приведены в "советском варианте".

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.