Номер 34 (830), 01.09.2006

ВЕРНИСАЖ

КТО ХОДИТ ЛЕТОМ НА ВЫСТАВКИ?

Ну есть такие оригиналы, и автор этих строк – живой тому пример. Хотя иной раз устроители вернисажей, похоже, и сами не верят, что плоды их трудов кто-то захочет обозреть.

В июльские дни галерея "Ракурс" (бывший "Диалог") представляла персональную выставку живописи одесского художника Александра Лекомцева "Радуга над морем". Причем в зал удалось попасть только однажды, когда я пыталась привести туда знакомых в урочное время, галерея оказывалась закрытой. А жаль! Выпускник знаменитой "грековки", Александр плодотворно работает в жанре станковой живописи и графики, его работы находятся в частных коллекциях Украины, России, Германии, Италии, США, Израиля, Турции и Греции. По словам самого автора, оригинальная техника и необычные сюжеты служат для него способом субъективно претворить этот мир. Главные герои его полотен - обитатели морского дна, величественные рыбы. Некоторые из них даже парят над одесскими домами ("Рыба с улицы"), другие – над морем ("Золотая лестница", "Зеленый птах", "Морские птицы"). Декоративные, сияющие позолотой рыбы для Лекомцева – нечто больше, чем рыбы, за ними очень интересно наблюдать, так как они находятся в очень интересных взаимоотношениях с миром и друг с другом ("Морское течение", "Песня дождя", "Открытое море"). Большие и маленькие, плоские и выпуклые, пучеглазые и чешуйчатые, они неизменно вызывают симпатию.

Галерея "Белая Луна" за летние месяцы порадовала выставками к своему одиннадцатому дню рождения и вернисажем керамистов Албулов. А вот откровенно ученическая графика маститого архитектора Владимира Глазырина не порадовала, скорее удивила. Правда, то ли ещё удивление ждет всю Одессу, если, не приведи Господь, сбудется мечта зодчего возвести на месте Привоза очередной супермаркет из стекла и бетона! Пусть уж лучше акварели пишет...

Каким-то тихим оказался летний выставочный сезон в Музее западного и восточного искусства. Волнения, связанные с реставрацией, оказались ярче вернисажей. Запомнились разве что медитативные картины Яны и Святослава Барабашей – километры лугов, перелесков и тихих заводей в реалистической манере. Очень успокаивает. Даже слишком уж расслабляет. Ну, такое на любителя. Зато провокационными стали выставочные проекты ультрамодной галереи Татьяны Ладыженской под названиями "Чаепитие в кругу картин" (были и чай, и картины), а также "Плечи Изольды" (ни плеч, ни Изольды, одна большая любовь автора – моряки). Еще один рывок авангарда имел место в залах Художественного музея в рамках проекта "АктуаLOVE". Стараниями Александра Ройтбурда, Игоря Гусева, Наты Трандафир, Дмитрия Дульфана и других художников были представлены абстрактные композиции, а также образы девушек с мобильниками, мутантов человеческого сообщества, флоры и фауны, ядовитых на вид пирожных, бродячих собак. Все это "актуалово" огорчало и пугало. Ну, да на зеркало неча пенять, коли общество больно...

Галерея Всемирного клуба одесситов представляла очень профессиональную живопись одесситки Аллы Крикун и литературную графику бывшего одессита, ныне парижанина Анатолия Контуша. Анатолий не просто создает краткий литературный портрет Исаака Бабеля, Эдуарда Багрицкого или Давида Ойстраха – он еще и так строчки загнет-закрутит, что получается из них графический портрет. Занимательно, познавательно и развивает физически зрителя, который усиленно вертит головой, стараясь прочитать и рассмотреть...

Еще один бывший одессит – Юрий Горбачев с его блистающими позолотой картинами под русский лубок. Выставка Горбачева, как и год назад, состоялась в Литературном музее. Картины были те же с прибавлением нескольких новых. Очевидно, реальность Нью-Йорка, где теперь проживает художник, не позволяет ему больше меняться, искать новые формы и темы. Горбачев должен быть узнаваемым и продаваемым! Что ж, успеха ему...

А вот и бывшая одесситка к концу лета подоспела в Художественный музей. Это Лариса Перекрестова, дочь той самой Жанны Перекрестовой, сотворившей в начале девяностых чудо материнской любви, а именно – Академию художеств в Одессе. Потом семья переехала во Францию, Академия благополучно закрылась, а Лариса стала известным в Марселе художником по мозаике. У нее много учеников. Что сказать о работах Ларисы? Их надо видеть! Копию "Джоконды" в мозаике – так уж точно невозможно пропустить. Тайна Леонардо да Винчи раскрыта! Все это было бы грустно, когда бы не было так смешно...

Но мы же сразу договорились с вами, что лето – не совсем походящее время для посещения выставок. Ибо когда на одесских улицах сверкает солнце, цветут растения, ходят нарядные девушки, как-то не хочется любоваться в выставочном зале унылым пейзажем или крикливой авангардной инсталляцией-мутацией. Жизнь прекрасна! А искусство пусть тянется за ней.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.