Номер 28 (824), 21.07.2006

ДЛЯ ВЫСТАВОК НЕТ МЕРТВОГО СЕЗОНА

Не только посещать, но и перечислять все выставки, открывающиеся и функционирующие в Одессе, я не берусь. Но две привлекли мое внимание. Одна из них, открывшаяся в Одесском художественном музее, – выставка "Актуа LOVE" заинтересовала тем, что я уже не могу и вспомнить, когда в последний раз в этих стенах можно было увидеть столь провокационные (или, как сейчас модно говорить, провокативные) произведения. Вторая, обосновавшаяся в Музее западного и восточного искусства, своей полной противоположностью первой. Я ни в коем случай не хочу сказать, что антагонистом актуального, то есть наисовременнейшего, хватающего за хвост ускользающую ситуацию, искусства, может быть лишь нетленная классика, застывшая традиция. Отнюдь. Но что может быть общего у "Актуа LOVE" и "Романтической песни о зверях и людях"? Впрочем, о каждой – отдельно.

1. НОСТАЛЬГИЯ ПО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ

Еще недавно искусство делили, не вдаваясь в подробности, на традиционное, вроде и неумирающее, но и не живое, точнее, живое, но обретающееся в каком-то параллельном мире, где все прекрасно, но нас, простите, не затрагивает, и на актуальное, адекватное сиюминутности, не просто затрагивающее жизнь, но врывающееся в нее напрямую, в самую гущу, чтобы выхватить из нее то самое-самое, что наиболее адекватно моменту. Но... времена меняются, сиюминутность оборачивается моральным старением, но, как верно написала в своей статье к буклету выставки Виктория Бурлака, "востребованные художники – понятие неустаревающее...."

Проект "Актуа LOVE" (директор проекта В. Асриев – компания Art London, куратор И. Гусев) включает работы семи художников.

В работах Александра Ройтбурда выделяются две темы – осмысление образов знаковых сегодня фигур (Ющенко, Тимошенко через предлагаемые его, Ройтбурда, воображением гротескные обстоятельства и внешнее сближение Запада и Востока. Впрочем, его яркая серия "Гейши" подтверждает киплинговскую формулу: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись". Эта мысль передана тоже гротесково. Гейши, снимающие трусики, то есть сугубо западную деталь туалета, как бы отторгают тем самым западную культуру и традицию.

Игорь Гусев в своем проекте "Жалобы на спам" нащупывает наиболее точную символику нашего времени. На его написанных по классической схеме полотнах девочки и мальчики прильнули к своим "мобилам".

Сергей Зарва воплощает свой критический взгляд на гламурные пляжные мотива. В его работе "Курортный сезон" в грязно-желтой луже нежатся уроды.

Ната Трандафир работает в стиле minimal. Ее. красочные коллажи на пластинах явно говорят о сегодняшней актуальности модернистских устремлений.

Лена Ятло придерживается реальности. Стаи бродячих собак на ее картинах вызывают те же ощущения, что и их несчастные и опасные живые модели.

Также предупреждает нас об угрозе, таящейся в кондитерском изобилье, в чудовищных пирожных, в горах крема, еще одна приверженка актуальности – Катя Соловьева. Ее серия "Ацетон" написана на больших, буквально плакатных полотнах.

Рецепты актуальности Дмитрия Дульфана – в "Фауне и флоре", поданной в ключе экологических мутантов.

2. ВЕЛЬД

Помните фильм "Вельд"? В нем злая воля детей оживляет экранных хищников африканского вельда, кровожадно разрывающих неугодивших деткам родителей.

На персональной выставке Татьяны Багрий-Шахматовой совсем другой вельд, другие звери, оживленные стремлением художника к полной гармонии с природой. Ее звери с ней "одной крови". Ее работы – это диалог с братьями нашими меньшими, бОльшими, равными нам. Поиск живой, не искореженной человеком природы, дикой природы, приводит Татьяну Багрий-Шахматову в Африку. О ней она поет свои "Романтические песни о зверях и людях". Мечты и реалии в творчестве и быте Татьяны неразрывны. Даже свой дом художник превратила в африканский вельд, в котором по стенам проносятся стада оленей, пасутся и трубят слоны, отдыхают львы.

Татьяна Багрий-Шахматова оживляет все, к чему прикасаются ее руки. На ее выставке невольно вспоминаешь ахматовскую строку: "Когда б вы знали, из какого сора..."

В ход идут старые шкуры (кожа – благодарный материал, она быстро впитывает краску, легко чистится), мех, дерево, камень, зеркала... Порой в работе есть тщательная деталировка, позволяющая передать наивный и прекрасный мир африканского искусства африканской пластики, порой это лишь контурные, но необыкновенно выразительные рисунки акрилом по той же коже. Иногда это коллаж с использованием стеблей бамбука, соломы и всего прочего, что Бог послал. При этом поражает точность выбора, точность попадания. И в этом снова сказывается необыкновенное, ощущение гармонии с природой...

А также зоркость взгляда и души, позволяющая приобщится к природе и жизни людей во время путешествий в экзотические страны. Впрочем, не только реальные, но и виртуальные путешествия в экранный мир "Дискавери", книги и журналы дают пищу для творчества. Как говорит сама Татьяна, "с их помощью я виртуально путешествую в самые отдаленные уголки земли. Я узнала об амазонках Непала, племени Рана Тхару, живших 400 лет в лесах без перемен; о главе евангелической церкви в Найроби – Кристофере Муэнама, услышавшем призыв к служению во сне. Что-то необычное всегда привлекает мое внимание, заставляет мечтать и находить героев моих работ".

Телевизор для Татьяны – окно в мир, а не приспособление для убивания времени. А последнего у юриста, директора юридического агентства "Серебряная линия" немногое. Уход в мир природы и живописи от душевно-психических травм клиентов агентства это своего рода катарсис – очищение от отрицательных эмоций. И поэтому на старых лошадиных шкурах рождаются розовые слоны, с ними мирно соседствуют львы с живыми глазами, несется с развевающейся гривой оживший конь. Может быть, для бегства от современной людской скверны выбрана именно Африка потому, что это – континент, на котором прошло детство человечества, детство, которое всегда связано с невинностью и чистотой.

Елена КОЛТУНОВА.

P.S. Выставка в Художественном музее продлиться до 30 июля, в Музее западного и восточного искусств – до 6 августа.