Номер 06 (751), 18.02.2005

ЭКРАННЫЕ ПОРТРЕТЫ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

3. РОЛАНД ЖОФФЕ – РЕЖЕССЕР И ФИЛОСОФ

Роланд Жоффе, 59-летний английский режиссер, оказался самым интересным, самым парадоксальным и самым неожиданным собеседником. Необычный склад мышления Жоффе проявился еще на церемонии открытия ХХХIV МКФ "Молодость", куда он был приглашен в качестве почетного гостя и где ему был вручен приз за вклад в мировое киноискусство.

В своей речи, отклонившись от принятых на торжественных церемониях штампов, Жоффе рассказал сразу же ставшую популярной на фестивале притчу о шимпанзе, сексе, банане и смерти. Из притчи следовал вывод: человека от обезьяны отличают умение анализировать свои поступки и ощущать вину и раскаяние за них.

Что касается самого Жоффе, то он произвел впечатление человека, анализирующего каждый поступок, каждое явление, каждый исторический факт и момент. Поэтому пресс-конференция, которую он дал на МКФ "Молодость", – это не только и не столько череда вопросов и ответов, сколько рассуждения на разные темы.

— Господин Жеффе, с чего начался ваш путь в кино?

— Мои родители – художники. Дедушка был скульптором. В семье всегда царила мысль, что все можно смоделировать, все можно открыть заново и все можно переформировать. Когда я был маленьким, я не хотел быть скульптором, но рисовать мне нравилось. Правда, к недоумению моих родных, я рисовал комиксы. Однако меня мучило чувство, что персонажи моих комиксов совершают какие-то действия, но их чувства остаются сокрытыми. А значит, скрытым остается что-то самое важное.

Кстати, величайшая заслуга Фрейда в том, что он увидел, что за поступками или словами людей всегда кроются важные глубинные процессы. Меня стало увлекать моделирование поведения людей. Особенно в тех случаях, когда поступки связаны с механизмами власти. То, что мы ощущаем во внешнем мире, есть отражение того, что происходит в нашем внутреннем мире.

Правда, я не все принимаю в теории Фрейда. Его теории о структуре личности, о сверхэго, о сознательном и бессознательном напоминают структуру Австро-Венгерской империи, где сверху император, затем идут аристократы, потом буржуазия и так далее. Но ведь мозг работает по-другому. Когда ты думаешь о том, как ты думаешь, то ты уже не думаешь. В нашей голове работает некий парламент. Появляется идея, но приходят колебания. Один голос говорит: "Сделай это (например, выпей стакан водки). Но тут же другой голос предостеригает: "Водка – яд". А третий твердит: "Водка все же лучше шампанского". Ну а четвертый искушает: "Давай напьемся". Пятый же напоминает: "Тебе опять будет плохо, как в прошлый раз". Все эти голоса звучат одновременно. Потом происходит голосование... И ты все равно берешь стаканчик... Демократия!..

Но я отвлекся. Итак, я захотел не только изображать действия людей, но и раскрывать ту технику внутреннего функционирования, которая отражает людские поступки.

Я это стал делать средствами кино.

— Расскажите о ваших первых фильмах.

— Первыми были не кино-, а телефильмы. До 1981 года я снял девять телесериалов. В 1984 году я поставил картину "Поля убийств" (Эта лента была номинирована на премии "Оскар" и "Сезар" – французский аналог "Оскара" – Е.К.) В 1986 году вышел мой фильм "Миссия" (картина получила "Оскара" и Золотую пальмовую ветвь в Каннах – Е.К.).

Я знаю, что у вас шли мои фильмы "Алая буква" и "Ватель". "Ватель" - мой последний фильм, я его поставил в 2000-м году.

— У вас большие перерыва между фильмами. Почему?

— Много времени занимает поиск средств. Да и замыслы каждый раз откладываются на завтра. Моя жена уже удивляется: "Когда же ты работаешь?" А я работаю – думаю... "Слушай, пора начинать снимать". И я начинаю снимать, а то еще жена уйдет от меня (смеется).

— Над чем вы работаете сейчас?

— У меня два замысла: фильм о легендарной Мата Хари и картину, которую я назову "Однократность" или "Неповторимость". "Однократность" – это термин из физики. Ничего нельзя воспроизвести точно в том же виде. Не повторить взрыв, породивший вселенную. Если бы нас могли разобрать на кусочки и собрать снова, то мы получились бы совсем другими, даже если бы внешне выглядели, как прежде. Неповторимость даже в том, что все сущее – это одна и та же материя, только взятая в других пропорциях. И даже то, что мы воспринимаем через наши органы чувств, возможно, отражает не тот мир, который существует. Например, мы в отличие от приборов не фиксируем то инфракрасное излучение, которое идет от каждого предмета.

Так что существует многое помимо того, что мы замечаем. Физики нашли способ представлять те феномены, которые недоступны нашему восприятию. Они даже показали, что есть другой мир – антимир. Возможно, именно существование антимира может объяснить многие паранормальные явления. Например, реинкарнацию.

"Неповторимость" – это история любви, которая может быть рассмотрена с точки зрения переселения душ, то есть реинкарнации. В фильме будут две любовные истории. Одна происходит 300 лет назад в Индии. Другая – в 2012 году в Бостоне. Первое впечатление, что между историями нет связи. Но постепенно понимаешь, что история отношений между людьми одинакова, хотя полного тождества нет.

— Вы верите в реинкарнацию? Для вас она факт или философское понятие?

— Для меня это и то, и другое. Можно доказать факт реинкарнации, хотя мы не можем дать этому факту объяснения. Мы привыкли думать о времени, как о вертикальной лестнице, а она горизонтальна. Аналогичные явления происходят в одно и то же время, а мы их воспринимаем, как разделенные этим непонятным параметром существования. Прошлое и будущее перемешаны.

Лично я говорю о реинкарнации как художник, а не как ученый. Наука хочет все измерить. Есть вещи, которые подаются измерениям: свет, температура, масса, давление. Но можно измерить и духовные элементы, которые не воспринимают приборы. Можно измерить самих себя. Как художник я пытаюсь измерить духовное состояние других людей, войти в их душу, понять, что будет, если их душа войдет в меня...

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

На фото автора: Роланд Жоффе после пресс-конференция.