Номер 47 (740), 26.11.2004

Игорь ПОТОЦКИЙ

О, ПАРИЖ!

Повесть

(Продолжение. Начало в №№ 29-34, 36-38, 40-46.)

17

Жан-Люк и Ги пригласили Путника в маленький ресторанчик, где они заказали вино и яичницу с сыром. Путнику нет дела до их минувшей ссоры, происшедшей четыре дня назад. Жан-Люк и Ги объяснили Путнику разные причины своей ссоры, но сейчас они обсуждают какие-то общие вопросы, стараясь показать, что дуться друг на друга перестали. Путник попивает вино, чувствуя себя зрителем, а не участником, потому что его призвали арбитром, а потом запросто лишили этой роли.

Сегодня Путник благодаря бабушке Рахили познакомился со стариком Денье, работавшим во время войны в мэрии и несколько раз оказавшим евреям с улицы Розье, как он говорит, невзрачные услуги, заключавшиеся в том, что он предупреждал, когда должны состояться на них налеты. На встречу с Путником он пришел в модном дорогом костюме, старенький и насмешливый господинчик, давно узнавший цену своим словам, потому что перед пенсией целых двадцать лет он служил при Президенте, иногда выполнял его поручения. Господину Денье не хочется вспоминать о войне. Тем более на скамейке Люксембургского сада. "Были и предатели, – говорит он. – Как без них обойтись?". – "Почему, – спрашивает Путник, – вы спасали евреев? Неужели они вам нравятся?" – "Нет, – честно признается господин Денье, – мне всегда казалось, что отрицательных качеств у евреев больше, чем положительных. Но за плохие качества и сейчас надо уничтожить четверть Парижа".

Господин Денье наслаждается солнечным светом. По-стариковски щурится. "Мне и от своих, французов, – вздыхает он, – досталось, ведь многие считали, что Францию следует избавить от евреев. Но не таким же варварским способом".

Господину Денье скоро будет девяносто, но он открыто любуется женщинами. Оценивает их, словно скаковых лошадей. А бабушка Рахиль, стоящая рядом с нами, посмеивается: "Какой господин шалун!" Она уверена, что господин Денье лучше, чем хочет показаться. Так и говорит Путнику. А Путнику невдомек, почему бабушка Рахиль так редко сейчас спешит на встречу со своим внуком, но он не решается спросить у нее об этом.

(Продолжение следует.)

Одесса, 2003 г.

Рисунок Николая Дронникова (Париж).