Номер 43 (736), 29.10.2004

АРТ-ХАУЗ – ЭТО ДОМ ИСКУССТВА

Если бы весь заголовок не набирался заглавными литерами я бы слова "Дом Искусства" написала с большой буквы.

Кино в Советском Союзе было названо "самым важным из искусств" в первую очередь из-за своей массовости и агитационного потенциала (при Одесской кинофабрике в 1934 году даже существовал отдел киноагитации). Как и любой массовый продукт, кино не избежало возникновения того, что в том же СССР получило название "ширпотреб". И чем мощнее киноиндустрия страны, тем больше ширпотреба она выпускает. Но тем больше и настоящих произведений искусства, тех фильмов, которые можно назвать штучным товаром. О ситуации в кинематографе и кинопрокате в последнее десятилетия много говорить не надо. Экраны (и в первую очередь самый массовый по числу зрителей – голубой экран) заполонили боевики, залили потоки крови, загромоздили трупы, захватили насилие и секс. Зрителей лишили права выбора. Те немногие кинотеатры, что остались в Одессе (та же ситуация и в других городах), для выживания гонят тот же суррогат, выдаваемый за художественные фильмы.

И вот в нашем городе находятся две храбрые женщины – киноактриса Галина СУЛИМА и юрист Елена ЛИПЕЦКАЯ, которые решаются взять на себя риск создания киноцентра, в котором зрители смогут смотреть настоящие Художественные фильмы. Они берут в аренду к/т "Одесса", в котором кроме демонстрационного зала (кстати, в будущем после ремонта предполагается открыть также верхний зал на большее число мест) будут работать и арт-кафе, и ресторан, и киноклуб.

Таким образом, к/т "Одесса", который получает отныне название "Кино Арт-хауз Одесса", становится частью кинокомплекса "ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА".

Кинотеатр "Одесса начал работать как арт-хаузное кино только с 1 сентября. Но за прошедшее время в нем проведен фестиваль "Молодого польского кино", состоялся ретроспективный показ семи фильмов Анджея Вайды, фестиваль "Кинокомедия по-польски" (Неделя фильмов Юлиуша Махульского). Такое внимание именно к польской кинематографии объясняется не только высокохудожественными кинолентами польских режиссеров, но и тем, что 2004 год – это Год Польши в Украине.

Одесситы смогли познакомиться с такими мировыми шедеврами, как "Дурное воспитание" Педро Алмодевара и "Город Бога" Фернанду Мейреллиша. Конец сентября ознаменовался фестивалем кино Европейского Союза, представившего Украине 16 фильмов (10 из них демонстрировались в Одессе), а в октябре на экране "Кино Арт-хауз Одесса" началась демонстрация кинолент в рамках фестиваля "Азия-кино". Одесские любители кино смогли познакомиться с работами японских и корейских кинематографистов. Всего было показано пять фильмов – призеров различных международных кинофестивалей.

Первыми зрителями арт-хаузных фильмов были, конечно, члены клуба "U-синема", которым руководит Ян Юсим. Последние годы к/т "Одесса" был их родным домом. И не только они. Новое начинание вызвало интерес журналистов, для которых дирекция "Кино Арт-хауз Одесса" учредила специальные пресс-показы.

Однако клубники, которых вместе с журналистами наберется едва на 1- 2 просмотра, не смогут обеспечить рентабельность новой репертуарной политики кинотеатра. Для того чтобы выяснить, какими видят перспективы арт-хаузного кино, на что собирается опираться дирекция кинотеатра, ваш корреспондент встретилась с директором "Кино Арт-хауз Одесса" Галиной Сулимой.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.