Номер 45 (688), 21.11.2003

ВОСТОК-ЗАПАД

Заметки с 33-го Киевского международного кинофестиваля "Молодость-2003"

Девять дней в конце октября традиционно проходят в столице Украины под эгидой кино и под знаком Киевского международного кинофестиваля "Молодость". Насыщенная информационная и внеконкурсная программа, ряд ретроспектив и специальных событий – для рядового зрителя сделать выбор из массы фильмов, которые каждый вечер демонстрируются в столичном Доме кино и киевских кинотеатрах за девять фестивальных дней зачастую оказывается не так-то просто. Зато для убежденных киноманов эти девять дней превращаются в настоящий праздник, заряд от которого потом ощущается целый год. Об уровне и статусе украинского фестиваля говорит и то, что тут же, в Киеве, в дни "Молодости" работают представители селекционных комиссий крупнейших кинофорумов мира – Каннского, Берлинского, Венецианского... Уж если и удается Украине приблизиться к тем механизмам, по которым сегодня функционирует система мировой киноиндустрии, то это происходит в октябре – в дни "Молодости".

Прошлые годы фестивалю иногда ставили в укор, что на нем нет звезд первой величины, а арт-хаусные светила, хоть и создают киевскому кинофоруму определенный интеллектуальный имидж, но все же мало знакомы широкому кругу зрителей. Как будто в ответ на такое "бурчание" в этом году дирекция фестиваля организовала приезд на церемонию открытия звезды мирового масштаба Софи Лорен. Можно быть уверенным, что скептики получили то, что хотели. Нужно было видеть журналистский ажиотаж и "повышенные меры предосторожности", которыми сопровождалась пресс-конференция Софи Лорен во Дворце "Украина". Для привыкших видеть такую атмосферу разве что из репортажей о каннских церемониях подобный переполох выглядел как кратковременный экскурс в совсем другой мир. "Стингеры" желтой прессы метались между гостиницей, в которой остановилась Софи Лорен, рестораном и фестивальным пресс-центром, пытаясь выудить любую светскую информацию о визите высокой гостьи. И складывалось впечатление, что ничто другое на фестивале их уже не интересовало. А между тем несколько дней из своего насыщенного рабочего графика специально для приезда в Киев выделил и другой классик европейского кино – поляк Кшиштоф Занусси, давний друг фестиваля. На этот раз он специально приехал в Киев, чтобы принять участие в мастер-классе для молодых кинематографистов в рамках "Кампуса талантов", который, кстати, впервые проводился на "Молодости". Еще один друг фестиваля – польский кинорежиссер Ежи Гофман снова, как и несколько лет назад с "Огнем и мечом", представлял на открытии свой новый фильм "Старая легенда". А заодно привез с собой на всеукраинскую премьеру и целую делегацию польских актеров, в том числе и хорошо знакомого по главной роли в "Огнем и мечом" популярного польского актера Михала Жебровского.

Вместе с этим, достигнув уровня крупнейшего кинособытия в стране, киевский кинофестиваль "Молодость" с каждым годом становится все более солидным, взрослым и "остепенившимся", да и зачастую его атмосфера уже мало укладывается в сложившиеся представления о кинофоруме молодых кинематографистов. Эту же мысль достаточно четко высказал один из гостей фестиваля – директор "Кинотавра" Марк Рудинштейн, сформулировав, что "Молодость" уже выросла из собственной одежды смотра дебютов молодых кинематографистов и вполне может потянуть статус национального фестиваля, необходимость которого, хочется надеяться, будет становиться очевидной с каждым годом. Эта идея прозвучала и в один из последних дней фестиваля, во время презентации новой украинской кинонаграды "За развитие национального кинематографа", учрежденной совместно дирекцией "Молодости" и Международным фондом Виктора Ющенко "Украина 3000". Тогда представителями фонда была озвучена идея нового Национального кинофестиваля, и (пока что предварительно) было заявлено о начале реализации этого проекта. Так что, возможно, в следующем году в рамках "Молодости" наряду с международным конкурсом дебютов состоится и отдельный конкурс национальной кинопродукции года, как это, к примеру, проходит на "Кинотавре" или других известных международных кинофорумах Европы. Но это – возможное будущее. А сегодня Киевский кинофестиваль "Молодость" по-прежнему верен своему кредо и, прежде всего, является смотром дебютных фильмов и первооткрывателем новых имен в современном кинематографе.

ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ

Программа нынешнего года выглядела на удивление ровно, поэтому и итоги фестиваля оказались достаточно предсказуемыми. Главной тенденцией программы в целом на этот раз стала тяжелая, даже депрессивная атмосфера фильмов, которые, казалось, впитали в себя все проблемы нынешнего времени. Вышел ли такой подбор программы случайно, либо же действительно это отображает общее состояние молодого кино на данном этапе (или же все ограничивается лишь предпочтениями отборочной комиссии) – искать ответ на этот вопрос бессмысленно. Зато факт в том, что отчетливые "эмоциональные всплески" и фильмы с позитивным зарядом тут же выделялись на общем фоне и выходили в безусловные фавориты.

В этом году работу жюри возглавил известный иранский кинорежиссер Джафар Панахи, с именем которого связан первый прорыв иранского кинематографа на фестивальные орбиты крупнейших кинофестивалей мира. Учитывая это, а также все более усиливающиеся "восточные тенденции" в современном кино и, конечно же, общую ситуацию в современном мире, уже до начала фестиваля можно было предвидеть, что "восточный вектор" на этот раз будет доминировать и на "Молодости". И он действительно оказался достаточно сильным. Приз за лучший полнометражный фильм получил афганский фильм "Осама", к слову – вообще первый фильм, созданный в Афганистане, и уже попавший в список претендентов на включение в номинацию премии "Оскар" в разделе "Лучший зарубежный фильм". "Осама" – это история девочки, которая, чтобы начать зарабатывать на существование себе и своим опекунам, вынуждена выдавать себя за мальчика и устроиться на работу. А в итоге – уводится вместе с другими подростками в подготовительный лагерь талибов. Еще одно проявление "восточного синдрома", а заодно – наглядный пример политкорректности – российский фильм "Старухи", уже получивший до этого "Гран-при" "Кинотавра". Фильм демонстрировался на "Молодости" в последний день, и просмотра него уже мало кто сомневался, что "Старухи" покинут фестиваль с наградами. По сути, это был единственный фильм, который выделялся в фестивальной программе своим позитивным зарядом, и, кажется, оказался "в нужное время в нужном месте". В основе сюжета – сосуществование в заброшенном, отмирающем российском селении нескольких одиноких старух и таджискской семьи беженцев. Соприкосновение двух культур, зреющие, но так и не реализованные столкновения, поданы с позиции загадочной русской души: широкой, непредсказуемой и матерящейся шестиэтажным матом. Во время фильма зрительный зал содрогался от неконтролируемого смеха зрителей, зачастую переходящего в овацию. И когда на следующий день на церемонии закрытия фестиваля Джафар Панахи торжественно объявил: главный приз фестиваля присуждается фильму "Старухи", то зал удовлетворенно вздохнул, и овация повторилась.

Призы кинофестиваля "Молодость-2003":

"Гран-при" "Скiфський олень" и денежная премия 10 тыс. долларов (предоставленная торговой маркой "Лото Мегалот") – фильм "Старухи" (Россия), режиссер Г≤ннадий Сидоров.

Приз за лучший полнометражный игровой фильм – "Осама" (Афганистан – Япония – Ирландия), реж. Сиддик Бармак.

Приз за лучший короткометражный фильм – "(Ра-)Скручивание" (Словения), реж. Стефан Арсеньевич.

Приз за лучший студенческий фильм – "Грустишь?" (Перу – США), реж. Розариа Гарсиа-Монтеро.

Приз имени Ива Монтана лучшей молодой актрисе – Марина Голбахари, фильм "Осама".

Дипломы жюри:

Короткометражный фильм "Покинутый Эдем" (Албания), реж. Эно Милкани.

Студенческий фильм "Контролер" (Польша), Петер Вогт.

Специальные награды: "Виктор и его братья" (Швеция), реж. Мортен Клингберг, "Борьба" (Австрия), реж. Рут Мадер.

Приз зрительских симпатий: "Накануне" (Россия), Рамиль Салахутдинов.

Приз FIPRESCI: "Борьба" (Австрия), реж. Рут Мадер.

Диплом фестиваля "Молодость" за вклад в мировое киноискусство: Софи Лорен.

Специальный приз "За развитие национального кинематографа" (предоставленный Международным фондом Виктора Ющенко "Укра⌡на 3000") – Роман Балаян.

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев-Одесса.

(Продолжение следует.)

На фото: кадр из фильма "Старухи" – обладателя главного приза кинофестиваля "Молодость-2003".