Номер 35 (678), 12.09.2003

"ИТАК, Я ЖИЛ ТОГДА В ОДЕССЕ..."

Эту крылатую фразу вслед за Пушкиным могли бы повторить сотни выдающихся деятелей литературы и искусства, побывавших в нашем городе в разное время. Каждый оставил свой след в истории Одессы, запечатленный не только в благодарной памяти горожан, но и в учебниках, и в энциклопедиях, и в путеводителях. Наиболее полно представлены в них поэты и писатели – от Пушкина и Гоголя до Горького, Леси Украинки, Бунина, Маяковского... Значительно меньше знаем мы о выдающихся композиторах, отечественных и зарубежных, выписавших Южной Пальмире вслед за Александром Сергеевичем еще одну коллективную "музыкальную грамоту на бессмертие". (Валентин Максименко "Выдающиеся композиторы в Одессе", издательство "Астропринт", Одесса, 2003 г.).

Новая книга известного исследователя, профессора Валентина Максименко призвана заполнить лакуны в истории музыкальной жизни Одессы XIX-XX веков. Внимательный читатель – и профессиональный музыковед, и просвещенный поклонник симфонической, камерной, оперной, балетной музыки, да и оперетты – найдет в ней не только систематизированный и занимательный рассказ об известных фактах из жизни замечательных композиторов и артистов, но и разделит с автором чувство первооткрывателя.

Приведу лишь один пример того, как гипотеза ученого подтвердилась весомыми документальными доказательствами.

Известно, что с Одессой связаны важные факты биографии Чайковского, писавшего еще при первом ее посещении в 1887 году: "Сей город мне ужасно нравится". Много лет назад Валентин Максименко усомнился в, казалось бы, несомненном факте – в том, что Петр Ильич Чайковский дирижировал одесской премьерой "Пиковой дамы". Рамки этих заметок не позволяют проследить путь исседователя к выводу: великий композитор присутствовал на репетициях спектакля, а за пультом стоял Н.Б. Эммануэль. Зимой 1893 года композитор действительно блестяще дирижировал в Одессе, увы, не оперой, а своими симфоническими произведениями. Конечно, жаль расставаться с красивой легендой, но, как говорили древние, истина дороже...

А вот другой гений – Модест Мусоргский приезжал в наш город раньше, в 1879-м, и в скромной роли концертмейстера певицы Дарьи Леоновой... Словом, практически весь Олимп отечественной музыки – от классиков Николая Римского-Корсакова, братьев Рубинштейн, Александра Глазунова, Сергея Рахманинова, Николая Лысенко до великих новаторов Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича – представлен в истории нашего города.

С волнением выступали перед взыскательной одесской публикой и строгими критиками блистательные европейские композиторы Ференц Лист, Бела Барток, Пауль Хиндемит. Не так уж и много осталось свидетельств об их пребывании у нас, и тем ценнее каждая находка Максименко.

Есть в книге и теплые слова в адрес наших земляков – композиторов и музыкантов, пусть и не столь знаменитых, но высоких профессионалов и самоотверженных, преданных музыке людей.

Труд профессора Максименко "Выдающиеся композиторы в Одессе" только начал свой путь к читателю, а его предыдущая книга "Храм и вечный музей искусства" недавно была названа лауреатом регионального конкурса "Твои имена, Одесса" как лучшее издание 2002 года.

Успех автора по праву разделяет издательство "Астропринт".

Феликс КОХРИХТ.