Номер 04 (647), 31.01.2003

ТЕАТР

ПОКРОВИТЕЛЯМ И МЕЦЕНАТАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ...

Во все времена высокие искусства в развитых странах пользовались и пользуются поддержкой богатых покровителей и различных благотворительных фондов и обществ.

Несказанно важна подобная поддержка для функционирования (не будет неточным даже сказать существования!) Одесского академического театра оперы и балета...

Благодаря именно ей оказались возмжными постановки ряда новых премьерных спектаклей, уже пятикратное (!) проведение грандиозных мМеждународных фестивалей "Золотая корона".

Как бы ответным посылом на их внимание и поддержку здесь была подготовлена премьера спектакля под названием "Мой Бог, моя любовь, мое счастье..."

Представление повествует об ипостасях взаимоотношений величайшего композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893) и вроде бы неприметной на фоне его гения вдовы российского железнодорожного магната баронессы Надежды Филаретовны фон Мекк.

Женщина утонченной духовной натуры, горячая поклонница искусств, собиравшая в доме известных исполнителей для совместного музицирования, распознала и ощутила в сочинениях обретавшего известность маэстро присущую им лирическую глубину и захватывающую, мятущуюся эмоциональность...

Лишь однажды увидев композитора вблизи в ложе московского Малого театра, в которой она также присутствовала, фон Мекк обнаружила в облике Петра Ильича аналогичные и для себя душевные качества. Надежда Филаретовна навсегда оказалась плененной магией его творческой личности.

Узнав об испытываемых Чайковским в то время жизненных и материальных неурядицах, фон Мекк – обладательница колоссального состояния – стала оказывать нуждающемуся музыканту финансовую помощь.

Поначалу она выражалась в щедро оплачиваемых гонорарах за заказываемые ею через посредников переложения различных музыкальных произведений, а впоследствии превратилась в постоянно выплачиваемую Чайковскому денежную ренту в размере шести тысяч золотых рублей в год.

Уже на первых порах завязавшегося между творцом и меценатом, увы, лишь эпистолярного знакомства (собрание изданных писем Чайковского и фон Мекк составляет три объемистых тома!) композитор посвятил Надежде Филаретовне свою Первую сюиту для оркестра и Четвертую симфонию.

На титульном листе партитуры последней, сочиненной в 1887 году и впервые исполненной ровно 125 лет назад в Москве под управлением Н. Рубинштейна, лаконично начертано: "Моему лучшему другу"...

О взаимоотношениях этих двух замечательных людей, ни разу так и не побеседовавших очно друг с другом, но подробно излагавших все свои помыслы и поступки в письмах, рассказывается в вышеназванном спектакле Одесского оперного театра.

Роль Надежды Филаретовны фон Мекк исполняет режиссер театра заслуженная артистка Украины Галина Жадушкина, роль Петра Ильича – профессор Одесской музыкальной академии имени А. Неждановой Юрий Дикий.

Романсы композитора поют народные артисты Украины Валентина Васильева и Людмила Ширина, Анатолий Бойко, Анатолий Дуда, Анатолий Капустин и Владимир Тарасов. Музыкальный руководитель и режиссер-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств Украины Василий Василенко. Камерный (в духе темы и эпохи) декор представления воссоздан заслуженным художником Украины Натальей Бевзенко-Зинкиной.

Во втором отделении под вдохновенным управлением маэстро Василенко звучит уже упомянутая выше Четвертая симфония Чайковского фа минор. Сочинение представляет собой словно бы повесть о различных состояниях человеческой души, стремящейся к счастью, благополучию и покою, но постоянно отвращаемой от желанной цели неотвратимым и жестоким фатумом (роком), грезящей и тоскующей...

И как контраст к этой душевной неустроенности в финале звукописуется картина народного празднества с его "простыми, но сильными радостями" (определение самого Чайковского в письме к фон Мекк от 16 февраля 1878 года).

Дирижер искусно проводит слушателей симфонии по ее эмоциональным "лабиринтам", уверенно ведет за собой оркестр, который звучит компактно, четко выполняет все заданные ему композитором штрихи и нюансы.

В программном буклете, выпущенном к премьере спектакля, названы более ста десяти имен представителей административного, депутатского, промышленного, предпринимательского и так называемого делового мира Одессы и области, оказывающих властную, материальную и иную помощь и поддержку академическому театру оперы и балета.

Виктор БИРЗИН.