Номер 02 (645), 17.01.2003

АНАТОЛЬ ШАХЛИЕВИЧ

ФОТОГРАФЫ – ГОРОДУ И МИРУ...

Я давно собирался написать эту статью, да не было под рукой дерибасовской "Старой Одессы". Наконец я вновь ее обрел – и вот он, блестящий очерк Александра Дерибаса о первых фотомастерах "СТАРИННЫЕ ПОРТРЕТЫ"... Фотографы Гааз, Федоровец, Хлопонин, Мигурский... "Прежние фотографические портреты были менее эффектны, нежели нынешние, но более точны и правдивы, – пишет автор. – Даже сами фотографы были прежде гораздо ближе к правде жизни, как настоящие художники. Они не гнались за световыми эффектами и не заставляли позирующих делать грациозно глупые улыбки". На американский лад, – прибавили бы мы сегодня. Одного фотопортрета, сделанного вышеперечисленными одесскими фотомастерами, которые тогда считались лучшими, "было достаточно на всю жизнь".

О тех, кто появились позже первой четверки, – Антонопуло, Димо, Чеховском – А. Дерибас не сообщает ничего. Просто добавляет, что К.И. Мигурский "имел в Одессе фотографический институт, из которого вышло много прекрасных учеников..."

Свой краткий очерк об именитых одесских фотографах и их работах заканчивает Дерибас на лирической струне: "...Я бросаю последний взгляд на чудныя фотографическия изображения прежних одесских женщин... Белая плечи, тонкия тальи, кружевныя шали. Как оне были естественно изящны! Как оне были кокетливы и, вместе с тем, как оне были далеки от современнного флирта!"

О-ля-ля! Наш дорогой автор не знал, что такое современный секс!!!

Однако мы, конечно, не ради флирта-секса затеяли весь этот разговор. И не для того потревожили тени забытых предков. Известный современный писатель Феликс Кривин как-то заметил: "Провинция гордится только своим, а все остальное оставляет без внимания. Это ей помогает не падать в своих глазах".

Если встать на точку зрения этого писателя, то творчество фотомастеров представляется нам наиболее уязвимым. Ведь они, как правило, имеют дело с местными типажами, природой, архитектурой. Если фотохудожник не путешествует, то антураж перед ним всегда один и тот же. Как же тут избежать кривинского провинциализма и в то же время не изменить, скажем, своему городу, своей теме, навеянной им? Это удается лишь немногим. Таким настоящим МАСТЕРАМ, как недавно ушедший из жизни Михаил РЫБАК. Прочтите двухтомник его записок фотографа, и вы узнаете (и поймете!), как это делается.

Для этого, во-первых, надо было стать одним из УСТРОИТЕЛЕЙ одесской культурной жизни. Не просто фиксировать происходящее, а влиять на него. Путем отбора и подбора. Сопоставляя все время два пути служения людям: казенный (вспомните время, в какое он жил) и путь творческий, свободный.

Во-вторых, надо иметь дар – особый дар служения ГОРОДУ и МИРУ. Все, что фиксировал ФОТОМАСТЕР, вошло в нашу жизнь и быт. И в то же время рыбаковская фотокамера зафиксировала ВЕЧНОСТЬ. Я не буду приводить примеры – в его работах, книгах их достаточно. Думается, именно об этом и мечтал М.Б. Рыбак: навсегда остаться современником-соплеменником своих земляков-одесситов, приобщая их к ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЕ, КОСМОСУ, ВЕЧНОСТИ. Об этом, вероятно, прежде всего заботились и первые одесские фотомастера, создавая свои столь безыскусственные портреты.

Мы привыкли – для обретения остойчивости в бурном житейском море – опираться на деяния УСТРОИТЕЛЕЙ макро- и микро- МИРА СЕГО – села, города, области, даже государства. Не будем судить, хорошо это или плохо. Впрочем, разве со времен Моисея обходилось без них?! Они всегда были востребованы – их всегда недостача. Ведь ДОМ наш недостроен. И хороших, умных, честных строителей, как всегда, нехватка. Как это у Тины Арсеньевой в сборнике "ОБРЫВКИ МИСТЕРИЙ":

Мне ребенок нынче говорит:
"Сделай так, чтоб не свалился дом".
Он словам недавно научился,
Сам не знает, что и говорит...

При жизни Михаила Рыбака в его творчестве наше МИРОЗДАНИЕ выглядело прочнее и надежнее. И в этом еще один секрет долговечности работ известного ФОТОМАСТЕРА.

Портреты Ролана Быкова и Аркадия Арканова из архива Михаила РЫБАКА.