Номер 05 (595), 01.02.2002

"РУССКИЙ КОМИК – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЕЩЕ И ТРАГИК"

Эти слова написал известный театральный режиссер Андрей Гончаров, художественный руководитель Московского драматического театра им. Маяковского о Евгении Леонове.

Но их можно с равным успехом отнести к актеру с таким же всеобъемлющим амплуа, но с отнюдь не русским именем, – народному артисту СССР Армену ДЖИГАРХАНЯНУ.

Эти бесценные качества артиста проявились в полной мере в спектакле по пьесе Д. Кобурна "ИГРА В ДЖИН", который недавно прошел 18 и 18 января на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра. (Гастроли были организованы Черноморским Православным фондом. Прибыль от них направлена на возрождение Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора.)

Перед спектаклем артист встретился с одесскими журналистами. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление от беседы с умным, глубоким, интересным, неожиданным и остроумным человеком. Но о встрече позже. Сейчас о спектакле.

Прелестный спектакль "Игра в джин" – редкий гость на наших сценах. Он смешной и трагичный, как трагична бывает одинокая старость. Действие происходит в доме для неимущих и одиноких престарелых. Это пьеса для двоих. Он, раздираемый двумя противоречивыми чувствами (симпатией к такой же одинокой старой женщине, которая для него прежде всего Женщина, и страстью азартного картежника), и Она, ищущая лекарства от одиночества во встречах с ним.

Удивительно точно живет в этой роли Армен Джигарханян – человек не любящий карты, не играющий в них. Каждый жест, каждое слово, каждая интонация – все подлинное, все выстраданное, динамически выстроенное.

Мне приходилось видеть в этой роли замечательного артиста БДТ Евгения Лебедева. Его герой был шаржировано смешон, он играл на уровне гротеска. Трагический финал стал неожиданностью. Армен Джигарханян трагичен с самого начала, хотя одновременно безумно смешон, и в этом его убедительность. К сожалению, старики, для которых между желаниями и возможностями пролегла глубокая пропасть, чаще всего трагичны и смешны одновременно. Как люди, упавшие в жидкую грязь.

К великому сожалению впечатление от спектакля, подчеркиваю, не от игры большого актера, а от спектакля портила партнерша Джигарханяна – заслуженная артистка России Татьяна ПОППЕ. Сначала казалось, что дело только в том, что актриса выглядела неоправданно молодо для дома престарелых. Лицо, походка (по-молодому рисованно чеканная), прическа, одежда – все разрушало образ, делало его неубедительным. Хотелось надеть на актрису хотя бы старомодную шляпку, накинуть плед на плечи, собрать распущенные золотистые волосы.

Но вскоре стало ясно, что и игра Т. Поппе столь же неубедительна, как и ее внешний сценический образ. Создавалось впечатление, что артистка просто подает реплики партнеру (как на читках пьесы). Да, это гастроль в чужом городе, где сбор обеспечит имя Армена Джигарханяна. Да, наплевательское отношение к "провинциальной" (с ее точки зрения) публике, перед которой, кстати, часто робеют и крупные артисты. Да... а впрочем, может быть, Т. Поппе просто неспособна на большее? Но для приличия, из уважения к своей профессии, к искусству, хоть внешний декорум (в данном случае внешнее воплощение образа) соблюла бы.

Аплодировать хотелось одной рукой, адресуя аплодисменты только Армену Джигарханяну.

К сожалению, физически это невозможно.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.