Номер 49 (994), 18.12.2009
Жена знаменитого театрального художника и сама признанный художник Зоя Ивницкая написала книгу о своем муже. Названа книга предельно бесхитростно "Михаил Ивницкий", но такое простейшее из простейших название замечательно состыковывается со стилистикой книги. По форме - это биография художника, которого можно с полным правом считать одной из ключевых фигур театрального процесса второй половины прошедшего века. И это относится не только к Одессе, городу, которому Михаил Борисович, несмотря на массу лестных предложений, остался верен до конца. М. Ивницкий - из тех мастеров сценографии, которые являются со-творцами спектакля, а порою и просто творцами, поскольку далеко не каждому режиссеру удавалось соответствовать творческой планке, заданной художником. Строго говоря, таких постановщиков в жизни М. Ивницкого было не так уж много. Если не считать немногочисленных, увы, совместных работ с такими мастерами, как Георгий Товстоногов, Галина Волчек, Иосиф Райхельгауз, Борис Морозов, то в Одессе режиссеров-соратников было трое: Владимир Пахомов в ТЮЗе, Владимир Бортко в Русском театре и, конечно же, Матвей Ошеровский в Театре музкомедии.
Эта блестящая троица диктовала в 1960 годах театральную моду не только в Одессе. Некоторые спектакли пахомовского ТЮЗа, к примеру, сравнивали с ленинградским "собратом" Зиновия Корогодского, который считался в ту пору лидером среди детских театров Союза. Ну а Одесская оперетта вообще имела ни с чем не сравнимый успех в любом городе, где выступал этот театр. Более того, рискну взять на себя смелость утверждать, что Музкомедия времен М. Ошеровского - это лучший театр за всю историю нашего города. И одним из со-творцов чуда "одесской оперетты" был сценограф Михаил Ивницкий.
Рассказывать о художнике словами - задача более чем неблагодарная. Но в книге помещены фотографии макетов декораций М. Ивницкого, из чего даже театрал, не видевший самих спектаклей, может сделать вывод о творческом масштабе мастера.
Если уж зашла речь о фотографиях, то самое большое впечатление производят фотопортреты самого художника; по ним видно, как с годами меняется его облик, пока не становится седобородым мудрецом. Особенно заметно это на фотографиях, сделанных Михаилом Рыбаком: тут два мастера, что называется, оказались достойными друг друга.
Известно, что короля играет свита. Или иными словами: скажи мне, кто твой друг... Книга Зои Ивницкой буквально насыщена именами друзей и соратников, о каждом из которых автор находит теплые слова. О каждом, хотя таких имен более сотни. Это удивительное свойство - видеть в людях прежде всего хорошее - вообще характерно для четы Ивницких. Мне повезло не раз общаться с Михаилом Борисовичем, и я не помню, чтобы он о ком-нибудь сказал плохое слово. Творческие оценки могли быть разными, хотя и замечания он высказывал весьма корректно. Зато сколько хорошего было сказано о коллегах!
Еще одно поразительное свойство книги Зои Ивницкой: это практически мини-энциклопедия театральной и художественной жизни Одессы на протяжении сорока лет, начиная с середины 1950-х. Читая книгу, ловишь себя на том, каким все-таки людским богатством обладал наш город в еще не столь отдаленные времена, и как быстро эти имена уходят из памяти. Будущий исследователь творческой жизни нашего города найдет в книге З. Ивницкой поистине неоценимый материал. Что также является немаловажным ее достоинством.
Не скрою, в высшей степени приятно было найти в книге интервью, которое дал Михаил Борисович автору этих строк. Грустно лишь, что оно оказалось последним в его жизни и в этом качестве было опубликовано в нашей газете.
Но еще более грустно, что творчество такого мастера, как Михаил Ивницкий, до сих пор не нашло своего исследователя. Как, впрочем, и такая тема, как вообще творчество сценографов-одесситов. Ведь не случаен же тот факт, что из нашего города вышли классики европейской и мировой сценографии - Давид Боровский, Олег Шейнцис, к которым смело можно причислить и героя замечательной книги Зои Ивницкой.
Александр ГАЛЯС.
На фото Михаила РЫБАКА:
Михаил Ивницкий, Матвей
Ошеровский
и Зоя Ивницкая.