Номер 48 (1044), 10.12.2010

"РОГАМИ МУЖ ГРОЗИЛ В ОКНО..."

"Дон Жуан" Бориса Барского в постановке Георгия Делиева - едва ли не самая примечательная театральная постановка уходящего года.

Борис Барский, специализирующийся не только на стихах, но и на большой форме - в виде травестирования знаменитых сюжетов ("Отелло", "Ромео и Джульетта"), - сочинил, пожалуй, свое лучшее произведение. Не побоюсь сказать, что отдельные места "Дон Жуана" не уступают общепризнанной классике жанра - блестящим опусам покойного Леонида Филатова. Однако в некотором отношении нашему автору повезло гораздо больше: сочинения Л. Филатова пока еще остаются пьесами для чтения, а Б. Барский может не просто видеть свои детища воплощенными на сцене, но, подобно драматургам давнего прошлого, принимать в их постановках самое активное участие. На сей раз Борис без малейшего стеснения выбрал себе главную роль, которую, по всей видимости, для себя же и писал.

У этого комического соблазнителя основные альковные подвиги, похоже, остались в прошлом. Не зря же он вздыхает, вспоминая былое: "И жалобно собака выла, рогами муж грозил в окно. О, как давно все это было, все это было так давно!" Впрочем, появление сексапильной Донны Анны (ослепительная роль Натальи Бузько), которая если и жалеет о чем у могилы своего мужа - Командора, то лишь о том, "как давно в твоей руке не трепетала моя плоть", способна снова возбудить в нем "страсти роковые". Однако (в точном соответствии с законами жанра) в решающий момент вдова по родинке на плече Жуана опознает в нем своего некогда потерянного сына: привет индийскому кино! А раз так, то наступает праздник, где танцуют все!

Вообще, слово "праздник" рефреном проходит через весь спектакль: стоит только раздаться этому возгласу, как тут же появляются комедианты, отплясывая так лихо, что главным героям с трудом удается прогнать их за кулисы, чтобы продолжилось собственно действие.

Однако подлинным событием нашей театральной жизни делают "Дон Жуан" два персонажа немного не из той оперы, родившиеся по ходу работы над пьесой. А именно - гробокопы, откровенно почерпнутые у шекспировского "Гамлета". Постановщик спектакля Георгий Делиев, взявший себе роль одного из могильщиков- философов, и его давний партнер Александр Постоленко (вспоминаете дуэт "Манна-мана"?!) не только забавно пререкаются друг с другом, но, как и положено клоунам, вступают в прямой контакт со зрителями - к громадному удовольствию зала.

Впрочем, пересказывать сие практически невозможно, ибо актеры очень точно реагируют на меняющуюся от представления к представлению реакцию зрителей, так что поведение их практически непредсказуемо.

Зато предсказуем финал - феерическое зрелище, где артисты как бы возвращаются на четверть века назад, в свое пантомимическое прошлое, когда "Маски" только начинали триумфальный сценический путь. Правда, это блистательное шоу наводит на серьезные размышления.

"Дон Жуан" как бы вобрал в себя все достоинства предыдущих работ "Масок". Продолжать ли идти дальше по этому пути, рискуя повторением пройденного, или же искать нечто новое? Этот выбор явно стоит перед театром. Мне кажется, что авторы и актеры ощущают это. Ведь финал "Дон Жуана" - словно возвращение к истокам, откуда возможен новый виток спирали. Впрочем, зная неугомонный характер Г. Делиева, Б. Барского и их товарищей, можно не сомневаться, что они еще не раз удивят нас своими находками.

Александр ГАЛЯС.

P. S. Увы, но не получается заканчивать на веселой ноте. Я не думаю, что погрешу против истины, сказав, что на наших глазах выросло оригинальное явление - театр Бориса Барского в исполнении комик-труппы "Маски". Причем это именно Театр - с уникальным репертуаром, виртуозными исполнителями, благодарной публикой. Так не пора ли местным властям взять этот коллектив под крыло, придав ему статус муниципального? Ведь, скажем прямо, из всех наших театров именно "Маски" в наибольшей степени выражают то, что принято называть одесским духом.

Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО.