Номер 47 (1391), 15.12.2017
Это парадоксальное, на первый взгляд, определение принадлежит Борису Яковлевичу Колтунову, легендарному хозяйственнику, более 30 лет проработавшему на Одесской киностудии, видавшему многое и многих и имевшему возможность сравнить да посмотреть...
А вот еще цитата о том же самом человеке: "Если вспомнить ее, шагающую по киностудии - прямо к трибуне, закованную в имидж рыцаря с опущенным забралом, то чудак - самое подходящее слово... трогательнейший персонаж и своеобразный. Она много замечательно доброго сделала для многих. В частности, для меня. Старалась по мере сил вытаскивать меня на поверхность жизни, когда я гибла... Придумывала способы занять меня творческой работой, когда мне не разрешали режиссировать... Она умная, и общение с живыми людьми для нее представляет интерес. Она стремится улучшить себя и род людской нежестокими методами... Она благородна... Она человечна - а это, как известно, большущая редкость в любое время".
Это сказала Кира Муратова, по складу своей натуры менее всего склонная к комплиментам...
И еще цитата: "...Главное в ней - образ деятельного человека, умеющего принимать решения, не боящегося ответственности..."
Это уже Евгений Голубовский, известный журналист и краевед...
Все трое в разное время по разным поводам и, естественно, не сговариваясь, так написали о Галине Яковлевне Лазаревой.
Кто же она?
Десять лет назад Елена Колтунова опубликовала в нашей газете юбилейную статью, которую выразительно назвала "Муза кино - Галина Лазарева". В известной мере это так, поскольку именно в тот период, когда Галина Яковлевна пребывала в должности главного редактора Одесской киностудии, было снято несколько картин, имевших серьезный зрительский успех и по сей день остающихся "смотрибельными", о чем свидетельствует частое их появление на телеэкранах. Назову лишь несколько: "Отряд особого назначения" В. Лысенко (за один только первый год проката на него было продано 36,3 млн билетов - цифра для современных фильмов просто нереальная), "Забудьте слово "смерть" и "Ненависть" С. Гаспарова, "Особо опасные" С. Мамилова (все три - свыше 24 млн зрителей) - это самые популярные по сборам. А были и картины - призеры Всесоюзного кинофестиваля: "Красные дипкурьеры" В. Новака и "Хлеб детства моего" Я. Лупия... Ну и, конечно же, при Г. Лазаревой появились два супертелебоевика: "Приключения Электроника" К. Бромберга и "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухина. Всего же список сценариев и фильмов, созданных на Одесской киностудии при участии Г. Лазаревой, состоит из 147 названий...
Самое удивительное заключается в том, что сама Галина Яковлевна никоим образом не собиралась связывать свою жизнь с кинематографом, хотя ее мать, Надежда Александровна, сорок лет проработала в кинофикации. Ну, коль речь зашла о начале биографии, предоставлю слово Е. Колтуновой.
"Галина Лазарева - Галочка Печенко - родилась 18 декабря 1937 года в городе Бобруйске. Отец - Яков Васильевич, участник финской и польской кампаний, участник Великой Отечественной войны. Участник взятия Берлина в составе военно-полевого госпиталя... В детские и юные годы вовсе не кино манило Галину. Она мечтала о работе с книгой. Совсем малышкой, пережив страшные годы войны в оккупированном немцами Бобруйске (мать Гали была связной партизанского отряда), девочка собирает свою первую библиотеку, разыскивая на пожарищах обгоревшие книги. После школы Галя два года работает счетоводом-библиотекарем в райотделе культуры, а затем уезжает в Харьков поступать в библиотечный институт. Подводит экзамен по иностранному языку. Вместо института - харьковский тракторный завод (ХТЗ). Одновременно Галина учится на заочных курсах стенографии и французского языка. А затем поступает в Ленинградскую высшую школу профсоюзов (вуз) на заочное отделение. Дальше активная комсомольская работа (секретарь бюро комсомола) и не менее активная творческая работа организатора художественной самодеятельности на ХТЗ. Созданные ею коллективы ждет большой успех на всех смотрах и конкурсах. Поездки с коллективами в разные города Союза, в том числе и в Москву, приносят много интересных знакомств, расширяют кругозор. Не меньший эффект - от поездок на сессии в Ленинград, где есть музеи, театры и, главное, библиотека им. Салтыкова-Щедрина. По окончании института Галине присваивают квалификацию руководителя культурно-просветительской работы. Этой работой она и занимается уже в качестве инструктора райкома партии. В хронике жизни Галины Лазаревой, включенной в книгу "Время. Кино. Книга", автор очень подробно описывает этот период своей жизни, до отказа наполненный событиями и работой, для которой, как кажется со стороны, и 24 часов было бы мало. Но Галина обладает бесценным качеством - умением рационально организовать любой труд.
В 1972 году Галина переезжает в Одессу. Причина естественная - замужество. Ее избранник - одессит Владимир Лазарев. В Одессе Галина, теперь уже Галина Лазарева, вновь оказывается на партийной работе, сначала в райкоме партии, а затем с 1973 года на Одесской киностудии в качестве освобожденного секретаря партийной организации. Так начинается ее вхождение в кинематограф. В 1975-м Лазарева приказом Госкино УССР назначается главным редактором Одесской киностудии художественных фильмов и первым заместителем директора киностудии Г. Збандута. Сочетание этих двух должностей требует как художественного руководства, так и организационного. Если в первом Галину выручает тонкий вкус, высокая образованность и умение и желание учиться всему новому, то во втором Галина использует свой опыт и умение четко и грамотно организовать работу. Роман с Одесской киностудией длится ровно 10 лет..."
Уйдя с киностудии, Галина Яковлевна возглавила городскую сеть детских библиотек, и это тот случай, когда Человек и Дело идеально совпадают друг с другом. За те годы, что Г. Лазарева работает в библиотечной сети, изменилась сама суть этой работы. Новым поколениям, представители которого свободно ориентируются в мировой Сети, не слишком нужна книга в традиционном - бумажном - ее варианте. Нынче в интернете можно найти все, что угодно, а уж произведения из школьной программы - в неограниченном количестве. Это поставило перед сотрудниками детских библиотек труднейшую задачу: как остаться интересными юному поколению?
Пятнадцать лет назад мне довелось познакомиться с шотландцем, который в своем графстве (аналог нашей области) работал главным библиотекарем. В ходе общения выяснилось, что его функции примерно такие же, как у наших руководителей управления культуры. То есть в центре культурной жизни графства находится именно библиотека. Сейчас и наши детские библиотеки намного расширили свои функции; они становятся для ребят центром интересной жизни, где можно и с ровесниками пообщаться, и свои таланты проявить, и с людьми интересными встретиться, а еще приобрести полезные навыки - хотя бы в той же компьютерной сфере.
Но кино не оставляет нашу героиню.
Несколько лет назад Галина Яковлевна начала грандиозную работу над созданием серии книг "Имена Одесской киностудии", которые базируются на архивных документах и личных впечатлениях автора.
Лучшая (на сегодняшний день) из этих книг - "Княжна Мери". Творческий выкидыш" - шесть лет назад была отмечена муниципальной литературной премией имени К. Паустовского. Эта книга поистине уникальна уже хотя бы потому, что никто и нигде до сих пор не писал о том, как режиссеру НЕ УДАЛОСЬ снять фильм. Между тем история, изложенная в "Княжне...", именно такова: в середине 1970-х Кире Муратовой не дали снять версию знаменитой повести Михаила Лермонтова.
Книга Г. Лазаревой поражает уже обилием фактажа. Она построена на 600 эксклюзивных архивных материалах, среди которых литературный и режиссерский сценарии, 70 авторских рисунков, 60 портретов, 40 видов киностудии, 74 кадра из кинофильмов, полная фильмография К. Муратовой с 80 изображениями, 100 расшифровками по персоналиям, 160 комментариями. Казалось бы, что может быть "художественного" в издании, почти все 400 страниц которого занимают сценарии, обсуждения, стенограммы заседаний парткома, дирекции, редакционной коллегии киностудии, приказы, отзывы и даже бухгалтерские отчеты. Но, собранные вместе, ретроспективно эти материалы превращаются в документальную драму потрясающей силы.
Жаль, что никому из режиссеров наших расплодившихся в последние годы театров не пришла в голову мысль поставить на основе книги Г. Лазаревой спектакль в стиле театра "doc". Тем более, что иллюстрации книги могут служить основой для сценического оформления: чего стоят эскизы костюмов легендарного Рустама Хамдамова да фотографии проб, в которых не всегда легко узнать В. Высоцкого, Н. Волкова, С. Говорухина и уж тем более начинающую актрису Ирину Гюрову, которая затем прославится под фамилией Алферова!..
Столь же увлекательной оказалась и другая книга Г. Лазаревой "Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя", посвященная популярнейшему сериалу. И здесь блестяще выстроенная серия документов становится как бы документальным комментарием к знаменитой ленте.
В следующей за этими двумя шедеврами книге "Радомир Василевский. Счастье - дело тяжелое" счастливо переплелись бывшая и нынешняя ипостаси автора. Ибо она посвящена творчеству Радомира Василевского - одного из очень немногих советских кинематографистов, кто любил и умел снимать картины для детей, среди которых "Дубравка", "Включите северное сияние", "Рассказы о Кешке и его друзьях", "4:0 в пользу Танечки" и др.
Счастье этого мастера и в самом деле было нелегким, хотя это он сам, будучи прекрасным оператором ("Весна на Заречной улице", "Зеленый фургон", "Приходите завтра"), предпочел перейти в режиссуру, да еще выбрал к тому же детский кинематограф, многократно более сложный... Г. Лазарева точно заметила в книге, что очень немного найдется художников, которые бы понимали психологию ребенка и любили возиться с детьми. Р. Василевский же умел это делать как мало кто.
А два года назад Галина Лазарева порадовала новой книгой. "Очевидец. Двадцатый век" - так назвала она свою документизированную автобиографию. И сделала это оригинально - как коллаж автографов на книгах, на фотографиях, в письмах.
Для аннотации этой книги Евгений Голубовский нашел точные слова: "Книга-документ. И очень живой, драматичный. Ведь несмотря на все трудности, препоны, тогда кино было. Настоящее кино. Вроде бы теперь нет цензурных преград, партийного пресса. Но, увы, и кино нет. Почему, из-за чего? Думаю, эта книга поможет разобраться и в этом. Хоть главное в ней - образ деятельного человека, умеющего принимать решения, не боящегося ответственности.
Нет, Галина Яковлевна Лазарева не просто очевидец. Хоть, естественно, и очевидец. Но главное - она созидатель. Когда-то фильмов, теперь уже многие годы замечательных книг. По сути, первоисточников, по которым будут изучать историю одесского кино".
От души поздравляя Галину Яковлевну Лазареву с юбилеем, хочу сказать ей, что жду ее новых работ. Полагаю не без оснований, что к этому пожеланию присоединятся все, кто ценит ее дар.
Ибо книги Г. Лазаревой в рубрике "Имена Одесской киностудии" - это настоящие исторические сокровища.
Александр ГАЛЯС.