Номер 47 (1144), 14.12.2012

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
"УКРАИНСКИЙ ВЫБОР"

В последнее время из уст некоторых политиков и чиновников высокого ранга звучат "авторитетные" утверждения о том, что присоединение Украины к Таможенному союзу невозможно из-за отсутствия договорно-правовой базы, а также якобы из-за угрозы ограничения государственного суверенитета Украины. Особенно удивляет, что подобные заявления делают люди, имеющие юридическое образование.

Движение "Украинский выбор", инициировавшее общественную дискуссию об участии Украины в этом международном экономическом Сообществе, заявляет о юридической несостоятельности и явной надуманности подобных утверждений. На наш взгляд, причиной таких заявлений является отсутствие политической воли для принятия решения, которое на данном этапе будет служить интересам всей страны, а не интересам узких политических и финансовых групп.

Хотим напомнить, что непосредственно при участии Украины была создана Группа высокого уровня по подготовке Соглашения и Концепции по формированию ЕЭП, которые были подписаны 19 сентября 2003 года и ратифицированы Законом Украины 20 апреля 2004 года с оговоркой, что Украина будет участвовать в формировании и функционировании ЕЭП в пределах, определяемых Основным законом страны.

Тем самым Украина де-юре и де-факто приобрела статус государства - участника Единого экономического пространства как субъект международных отношений в экономическом пространстве, объединяющем таможенные территории Сторон - учредителей ЕЭП. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины, этот международный договор, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, стал частью ее национального законодательства.

Следовательно, в соответствии с предписаниями ратифицированного Соглашения и задачами по реализации Концепции по формированию ЕЭП, имеются все правовые основания для деятельности Украины в Сообществе. Они согласуются с аналогичными программными целями и действиями, направленными на интеграцию в Таможенный союз, и не противоречат Конституции Украины.

Смеем напомнить, что в рамках ЕЭП и ТС в 2011 году был учрежден и постоянно действующий межгосударственный орган - Евразийская экономическая Комиссия, обеспечивающая реализацию намерений Сторон при заключении международных договоров исключительно консенсусом. Что делает невозможным принятие решения против воли любой из Сторон, в том числе и Украины. Присоединившись к ТС, Украина как равноправная Сторона этого международного экономического сообщества вправе блокировать принятие таких договорно-правовых актов, которые несут реальную угрозу ограничения государственного суверенитета.

Состав Совета Комиссии (один представитель от каждой Стороны в лице заместителя главы правительства), руководство по принципу сменяемости и объем полномочий дает основание утверждать, что статус этого органа является межгосударственным, а не наднациональным, ограничивающим государственный суверенитет стран-участниц.

Высший Евразийский экономический Совет (межгосударственный Совет Таможенного союза), состоящий из глав государств и глав правительств, также принимает все решения консенсусом и обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему договаривающимися Сторонами, которые, в соответствии с условиями Договора о создании международного соглашения, остаются суверенными и равноправными.

Договорно-правовая база для присоединения к Таможенному союзу не посягает на государственный суверенитет Украины, соответствует конституционным принципам участия ее в международных экономических Сообществах и не требует внесения изменений в действующую Конституцию Украины.

В связи с вышеизложенным заявляем, что голословные утверждения об отсутствии правовой базы для вступления Украины в Таможенный союз направлены на введение в заблуждение широких слоёв общественности и по сути носят антигосударственный характер.

Безусловно, политическая воля присуща не только ответственным политикам, но и народу, который имеет все конституционные права эту свою волю реализовать. В связи с этим считаем, что актуальная тема интеграции Украины в ТС должна стать предметом для принятия решения всенародно на всеукраинском референдуме.

Более подробно о юридической стороне вопроса интеграции Украины в ЕЭП и ТС вы можете узнать из Правового заключения, размещенного на сайте Общественного движения "Украинский выбор"

www.vybor.ua

Виктор МЕДВЕДЧУК,
доктор юридических наук, профессор,
академик Национальной академии
правовых наук Украины.

vybor.ua/article/vneshnjaja_politika/zayavlenie-obshchestvennogo-dvijeniya-ukrainskiy-vybor.html