Номер 46 (739), 19.11.2004
(Продолжение. Начало в № 45.)
Итак, снова ни одного приза не получили украинские кинематографисты на своем, можно так сказать, родном кинофестивале "Молодость". Причин тому много, но прежде чем сделать попытку проанализировать ситуацию, расскажем о фильмах-призерах и о некоторых кинолентах, не получивших наград, но тем не менее заслуживающих внимания.
Начнем с главного призера. Напоминаем, это картина Паприки СТЕЕН "После мессы" (Дания)(см. фото).
Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Эта незыблемая истина дает возможность показать кризис в семейных отношениях сразу в нескольких семьях. Причины кризиса и пути выхода иэ него тоже разные. У главных героев ленты дисгармония в семье возникает после трагической гибели 12-летней дочери. Кстати, гибель ребенка в фильме не показана. Зритель видит героев на психологическом тренинге после траурной мессы. Кто ушел в мир иной, мы не знаем, потому что героиня картины Бритта (актриса Софи Грабол) отказывается выносить на обсуждения свои чувства, ей претит душевный стриптиз окружающих. Этот маленький эпизод очень тонко передает характер Бритты. Вообще картину Стеен отличают тонкость, сочетающуюся со смелой режиссурой. Семейный разлад приводит к изменениям и в социальном статусе семьи. И снова через призму социальных проблем раскрываются характеры героев. Стеен тактично использует детективный прием: буквально перед финалом становится понятной причина, по которой в семье возникло непонимание и, как казалось, навсегда исчезла любовь.
Картина норвежского режиссера Акселя ХЕННИ "Один", собравшая три приза, рассказывает о парне (его играет сам А. Хенни), для которого дом с умирающим от рака отцом, дебильным братом и замордованной жизнью матерью, с которой герой (Давид) не может найти общего языка, становится местом, откуда он бежит в бурлящий мир спортивного зала, криминальных и расистских разборок. Оказавшись жертвой этого мира, Давид пытается вернуться к нормальным семейным взаимоотношениям, к тем близким людям, которых он действительно любит, но оказывается, что порвать с криминальной средой не так-то просто. Срабатывает поговорка: вход копейка выход рубль. В картине есть трогательные эпизоды с дебильным братом и свирепой собакой, с которой подружился мальчик. При всей банальности этих эпизодов они вносят в картину недостающую ей теплоту и к тому же оказываются еще одним мотивом, движущим сюжет. (Долг Давида мафии возрастает на сумму баснословной стоимости собаки.)
Кинолента "Контроль" Нимрода АНТАЛА (Венгрия), получившая премию за лучший полнометражный фильм, а также премию "Дон Кихот" от Всемирной федерации киноклубов, вызвала много споров. Споры в основном касались интриги фильма. Действие картины разворачивается в подземном царстве будапештского метро. Главный герой фильма, возглавляющий бригаду контролеров (в Будапеште в метро ездят по билетам), вообще отказывается выходить на поверхность. Поведение людей в этом подземном мире оказывается неадекватным обычному их поведению наверху, реакции бурные, нормы морали нарушаются. А тут еще похоже, что в метро появился маньяк, сталкивающий людей на рельсы. Поселился ли в метро дух смерти или маньяком оказывается главный герой, которому все же удается убить в себе "черного человека", вот вопрос, ставший предметом спора зрителей, в том числе "киношной" публики. Словом, "контроль" этакая смесь триллера, черной комедии с какой-то долей мистики никого не оставил равнодушым.
Один из самых сильных эпизодов картины это соревнования главного героя и его противника в беге по туннелю между двумя мчащимися поездами метро.
(Продолжение следует.)
Елена КОЛТУНОВА.